Плоская шкала НДФЛ – конкурентное преимущество России
На встрече с заведующими кафедрами конституционно-правовых дисциплин российских вузов президент РФ Владимир Путин впервые назвал прогрессивную шкалу налога на доходы физических лиц «более справедливой» по сравнению с единой 13%-ной ставкой.
Таким образом, президент подтвердил озвученные ранее, на Петербургском международном экономическом форуме, первым вице-премьером РФ Игорем Шуваловым планы по изменению ставки НДФЛ после 2018 г.
Прогрессивная шкала подоходного налога существовала в России до 2001 г. достаточно долго. Введение плоской шкалы не только вывело доходы физических лиц из тени, увеличив налоговые поступления, но и значительно упростило налоговое администрирование по данному налогу. Фактически плоская шкала – это некий компромисс, чтобы вывести из тени лиц с высокими доходами.
В некотором смысле плоская шкала выгодна для лиц, работающих на нескольких предприятиях. Ранее они вынуждены были отслеживать свои доходы по каждому месту работы, не перешли ли они определенную планку, после которой берется увеличенный налог. Также были случаи, когда работнику повышали зарплату, а на руки он получал меньшую сумму из-за того, что ставка на доходы применялась более высокая.
С другой стороны, низкая ставка и плоская шкала налога на доходы физических лиц – конкурентное преимущество России, показатель стабильности условий ведения бизнеса. Интересно, что примеру Росси по внедрению плоской шкалы последовали другие страны, в первую очередь Словакия и Чехия, Эстония, Казахстан и др. Однако в Таможенном союзе мы проигрываем соседям. Так, в Белоруссии берется ставка НДФЛ в размере 12%. В Казахстане – всего 10%. Поэтому на фоне других стран союза наши 13% совсем не назовешь низкими.
Соответственно, плоскую шкалу налога на доходы физических лиц целесообразно сохранить. При этом, как было указано в Концептуальных предложениях по налоговой политике коллектива Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара в рамках работ над Стратегией 2020, разумной мерой является увеличение необлагаемого минимума (стандартного налогового вычета) до уровня, сопоставимого с МРОТ. Сокращение поступлений в результате увеличения необлагаемого минимума до уровня, сопоставимого с МРОТ, оценивается в 0,3% ВВП (до половины МРОТ – 0,15% ВВП соответственно).
Е.Е. Великова – с.н.с. лаборатории развития налоговой системы
Вторник, 12.11.2013