Парламент одобрил законопроект о контролируемых иностранных компаниях
Российские резиденты активно используют иностранные (в т.ч. офшорные) компании-«прослойки», которые владеют российскими и зарубежными активами, фактически принадлежащими российским резидентам.
Сегодня прибыль от бизнес-активов, получаемая иностранными компаниями, не подлежит российскому налогообложению до тех пор, пока не будет распределена в пользу российских владельцев, например, в виде дивидендов, что может произойти с задержкой или не произойти вовсе. Таким образом, российский бюджет недополучает существенные суммы налогов с доходов российских физических и юридических лиц – бенефициаров.
25 ноября принят закон, который вводит в действие с 1 января 2015 г. правила налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), правила определения налогового резидентства компаний, понятие лица, имеющего фактическое право на доходы, а также положение о том, что льготы, предусмотренные международными налоговыми соглашениями России, могут применяться только к таким фактическим получателям дохода (limitation of benefits).
Для целей НК РФ и международных договоров лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу участия (прямого и (или) косвенного) в организации, либо контроля над организацией, либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом, либо лицо, в интересах которого иное лицо правомочно распоряжаться таким доходом. При этом учитываются функции, выполняемые этим лицом, а также принимаемые им риски.
Согласно законопроекту, КИК – это иностранная компания или иностранная структура без образования юрлица (ИСБОЮЛ), которая не является российским налоговым резидентом, но контролируется российскими налоговыми резидентами.
Контролирующим лицом КИК может быть физическое или юридическое лицо с долей прямого или косвенного участия в КИК более 25% либо более 10%, если при этом общая доля участия всех российских резидентов в КИК составляет более 50%. При этом размер долей физических лиц определяется с учетом долей супругов и несовершеннолетних детей.
Контролирующее лицо может быть признано таковым и без соблюдения критерия доли участия, если оно фактически осуществляет контроль над КИК – т.е. оказывает или может оказывать определяющее влияние на решения о распределении прибыли (дохода) КИК после налогообложения – в своих интересах или интересах супруга и несовершеннолетних детей.
Наконец, налоговый резидент РФ может самостоятельно признать себя контролирующим лицом КИК, о чем он тогда должен уведомить российские налоговые органы.
Прибыль КИК не подлежит российскому налогообложению, если это:
• некоммерческая организация, не распределяющая прибыль;
• организация, созданная по законодательству ЕвразЭС;
• ИСБОЮЛ, где учредитель не имеет права на активы, переданные им этой структуре, не может передать свои права иному лицу (кроме как в порядке наследования или универсального правопреемства), а также не получает (со своими взаимозависимыми лицами) доходов (прибыли) этой структуры;
• банк или страховая организации, действующие на основании соответствующей лицензии и имеющие постоянное местонахождение в «хорошем» государстве;
• SPV , созданная специально для выпуска еврооблигаций; при этом процентные доходы по облигациям должны составлять не менее 90% доходов такой SPV;
• организация, участвующая в концессионных проектах, соглашениях о разделе продукции и пр., причем доходы от таких проектов составляют не менее 90% всех доходов организации;
• оператор нового морского месторождения углеводородного сырья или непосредственный акционер (участник) оператора;
• организация с постоянным местонахождением в «хорошем» государстве, если доля пассивных доходов у нее в соответствующем периоде не превышает 20%;
• организация с постоянным местонахождением в «хорошем» государстве, если эффективная ставка подоходного налогообложения для этой организации по итогам соответствующего периода – более 75% от средневзвешенной российской ставки по налогу на прибыль.
Расшифруем отдельные термины, которые используются в этом перечне.
«Хорошим» государством мы назвали государство, с которым у России действует международный договор по вопросам налогообложения, за исключением государств, не обеспечивающих обмен информацией для целей налогообложения. Перечень государств, не обеспечивающих обмен налоговой информацией, будет публиковаться ФНС РФ.
Пассивные доходы – это доходы, указанные в подп. 1-12 п. 4 ст. 309.1 НК РФ. Эта статья («Особенности налогообложения прибыли КИК») также вводится в НК рассматриваемым законом. Она содержит перечень доходов КИК, в том числе пассивных, куда попадают дивиденды, проценты, роялти, доходы от реализации акций (долей), от продажи и сдачи в аренду имущества, от оказания консультационных, юридических и др. услуг и некоторые другие доходы.
Эффективная ставка – это отношение подоходного налога компании (который включает в себя налог, начисленный компанией с ее обособленными подразделениями, и налог, удержанный у источника выплаты) к ее прибыли (доходу), определенной(ому) согласно ст. 309.1 НК. При этом если прибыль (доход) за период отрицательна или равна нулю, организация автоматически признается КИК.
Для расчета средневзвешенной ставки прибыль КИК разбивается на доход в виде дивидендов (Д) и все остальные доходы (П – Д) и к этим группам доходов применяются соответствующие ставки российского налога на прибыль:
Ст.ср. = ((П – Д)*20% + Д*9%) / П;
при этом если П – Д <0, то принимается П – Д =0.
После того как установлено, что иностранная компания (ИСБОЮЛ) является КИК, ее прибыль за период, не распределенная в виде дивидендов, если она составила более 10 млн руб., включается в налоговую базу контролирующего лица в доле, соответствующей доле его участия в КИК. Сумма налога в отношении прибыли КИК уменьшается на величину налога, исчисленного в отношении этой прибыли в иностранном государстве.
Допускается неограниченный перенос убытка КИК на будущее (в отношении убытков, полученных КИК до 2015 г., может переноситься только в сумме, не превышающей сумму убытка за три финансовых года, предшествующих 01.01.2015).
Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы об участии в российских и иностранных организациях и ИСБОЮЛ, а также о КИК, в отношении которых налогоплательщики являются контролирующими лицами. За непредставление информации или представление недостоверной информации об участии в иностранных организациях, а также за непредставление налоговой декларации по прибыли КИК устанавливаются крупные штрафы: 50 тыс. руб. в отношении уведомления об участии в иностранных организациях и 100 тыс. руб. – уведомления о КИК по каждой организации/КИК.
Непредставление налоговому органу вместе со своей налоговой декларацией финансовой отчетности КИК и аудиторского заключения (если его получение обязательно для КИК по ее личному закону) или представление этих документов с заведомо ложными сведениями влечет взыскание штрафа в размере 100 тыс. руб.
Неуплата или неполная уплата налога с прибыли КИК приведет к штрафу для контролирующего лица в размере 20% от суммы недоплаты, но не менее 100 тыс. руб.
Закон устанавливает переходный период для новых положений:
• в 2015 г. порог участия для признания контроля над КИК повышен до 50%;
• пороговое значение суммы прибыли КИК, учитываемой российским резидентом, повышено до 50 млн руб. в 2015 г. и 30 млн руб. в 2016 г.;
• в 2015–2017 гг. не применяются штрафы за неуплату налога по прибыли КИК;
• в этот же период неуплата налога по прибыли КИК не влечет уголовную ответственность, если ущерб бюджету полностью возмешен.
Тем же законом установлены новые правила определения налогового резидентства организаций. Если сейчас оно определяется по месту инкорпорации, то с 2015 г. будет устанавливаться также по месту фактического управления организацией. Это позволит признавать российскими налоговыми резидентами компании, зарегистрированные в других юрисдикциях, но управляемые из России.
Местом фактического управления иностранной организации будет признаваться Россия, если соблюдается хотя бы одно из следующих условий:
• большинство заседаний совета директоров (иного руководящего органа) проводятся на территории России;
• исполнительный орган организации регулярно осуществляет свою деятельность из России;
• главные (руководящие) должностные лица организации (лица, уполномоченные и несущие ответственность за планирование, управление и контроль над деятельностью предприятия) преимущественно осуществляют свою деятельность в отношении этой иностранной организации в России.
Если выполняется только одно из этих условий или вообще ни одного, то Россия может признаваться местом фактического управления при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:
• ведение бухгалтерского или управленческого учета организации (за исключением составления консолидированной отчетности);
• ведение делопроизводства;
• оперативное управление персоналом.
В определенных случаях иностранная организация вправе самостоятельно признать себя резидентом РФ, и тогда она не признается КИК.
Светлана Шаталова – старший научный сотрудник Научного направления «Макроэкономика и финансы»
Среда, 26.11.2014