Оборонная промышленность в 2012 г. недовыполнила ГОЗ примерно на 20%
Данные Счетной палаты существенно дополняют пояснительные материалы Минфина к традиционно лаконичному тексту законопроекта и, кроме того, проливают свет на обстоятельства, связанные с выполнением государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа (ГОЗ) в 2012 г.
Так, например, на с. 215 заключения подтвержден факт дополнительных (к ранее известным на апрель) сокращений ГОЗ российским правительством в октябре и декабре прошлого года «в части закупок вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ), в том числе по десяти заданиям, которые относятся к приоритетным». Что, тем не менее, не помогло отрапортовать нашим чиновникам о полном выполнении и этих сокращенных заданий – в заключении Счетной палаты указывается, что «в части закупок и ремонта ВВСТ недопоставлена продукция по 121 заключенному государственному контракту, в том числе по закупкам ВВСТ – по 65 контрактам, по ремонту ВВСТ – по 56 контрактам». Из военных НИОКР в прошлом году оказались не завершенными своевременно 80, при этом 35 из них были полностью оплачены.
Вновь опубликованные данные Счетной палаты подтверждают июньское заявление начальника Управления военных представительств Минобороны О. Степанова о том, что российская оборонная промышленность недопоставила в 2012 г. Вооруженным силам «около 20% продукции военного назначения». При этом относительная величина прошлогоднего «недодела» ГОЗ совершенно случайно совпала с номинальным приростом расходов федерального бюджета по разделу «Национальная оборона», составившим в 2012 г. 19,6%. Судя по всему, 15%-ный ежегодный прирост выпуска продукции военного назначения, заданный руководством государства, не по зубам нашей промышленности, и резкое увеличение финансирования ГОЗ не только ей не помогает, а, возможно, и уже и мешает, снижая стимулы к повышению эффективности.
Среди многочисленных причин подобной ситуации, добросовестно перечисленных в заключении Счетной палаты, нет лишь одной, но, по нашему мнению, определяющей, когда речь идет об исполнении федерального бюджета: из 28 федеральных органов исполнительной власти, являвшихся главными распорядителями бюджетных средств по расходам на национальную оборону, 18 расходовали их исключительно в секретном и совершенно секретном порядке. И анализ допущенных ими при этом нарушений Счетная палата поместила в неопубликованном совершенно секретном приложении № 17.
Приятной неожиданностью стало появление в составе материалов заключения Счетной палаты впервые после 2008 г. открытого заключения по расходам федерального бюджета на обеспечение национальной обороны, подписанного аудитором Счетной палаты В. Богомоловым и существенно дополняющего основной текст. Хотя серьезное недоумение вызвала фраза авторов этого документа о том, что «расходы на выплату денежного довольствия военнослужащих в 2120 г. выросли в 2,5–3 раза, что соответствует поручению Президента Российской Федерации в части повышения денежного довольствия военнослужащих» (с. 5) в сочетании с утверждением в следующем же абзаце о том, что расходы на оплату труда военнослужащих и гражданского персонала в 2012 г. возросли на 13,1%.
В целом же общее число секретных и совершенно секретных приложений и к самому законопроекту об исполнении федерального бюджета, и к заключению на него Счетной палаты остаются на привычном для России уровне – аномально высоком для успешного развития как бюджетной системы, так и страны в целом.
В.Б. Зацепин – к.воен.н., зав. лабораторией военной экономики
Четверг, 05.09.2013