О предложении расширить льготы, предоставляемые резидентам «Сколково»
Подготовлены поправки в законодательство, расширяющие льготы, предоставляемые резидентам инновационного центра «Сколково»1.
В настоящее время, в частности, предусмотрен возврат ввозных таможенных платежей и налога на добавленную стоимость в отношении импортных товаров, используемых участниками проекта на территории «Сколково» (ст. 11 Федерального закона от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»). Рассматриваемым законопроектом предлагается снять ограничение на использование импортных товаров территорией «Сколково» для применения указанных льгот, причем задним числом – с 1 января 2011 г.
Даже без учета предлагаемого расширения применение на практике перечисленных льгот сопряжено с серьезными проблемами. Так, после создания таможенного союза с Казахстаном и Беларусью льгота, связанная с освобождением от таможенных платежей при импорте, может повлечь дополнительные прямые бюджетные расходы. Соглашение об установлении и применении в таможенном союзе порядка начисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), заключенное в рамках таможенного союза, предполагает, что таможенные пошлины должны распределяться между странами-участницами в следующем порядке:
Республика Беларусь – 4,70%;
Республика Казахстан – 7,33%;
Российская Федерация – 87,97%.
Таким образом, если Российская Федерация взяла с участника проекта таможенную пошлину в размере 100 руб., то при ее возврате она потеряет 112,3 руб., так как 12,3 руб. пойдут в бюджеты Казахстана и Беларуси, и возмещать их участнику проекта «Сколково» придется из федерального бюджета за счет прочих доходов.
Кроме того, льгота по таможенным платежам не содержит механизмов противодействия налоговой оптимизации, в связи с чем могут возникнуть риски злоупотребления положениями закона. В частности, при посредничестве участников проекта может осуществляться ввоз оборудования из-за рубежа без уплаты таможенных платежей и налога на добавленную стоимость. Впоследствии, по истечении некоторого срока, ввезенное оборудование может быть реализовано лицам, не являющимся участниками проекта «Сколково», в том числе по завышенной стоимости, так как прибыль резидента «Сколково» также не облагается налогом2. При этом приобретатель оборудования сможет увеличить амортизационные расходы. Поскольку закон не требует от участников проекта «Сколково» уплачивать соответствующие суммы пошлин и НДС при реализации ранее ввезенного с использованием льготы оборудования, такая схема оказывается работоспособной.
В условиях снятия ограничения на использование импортного оборудования территорией «Сколково» для применения льгот по ввозным таможенным платежам и НДС возможности для злоупотреблений растут. Если рассматриваемые поправки в законодательство будут приняты, для реализации описанной схемы налоговой оптимизации можно не оформлять реализацию оборудования – с момента ввоза на территорию Российской Федерации оно может беспрепятственно использоваться налогоплательщиком – бенефициаром схемы, не являющимся участником проекта «Сколково». В то же время, если последний рассчитывает также на увеличение амортизационных расходов, реализацию оборудования потребуется оформить.
Малинина Т.А. – зав. лабораторией налоговой политики,
Киреева А.В. – зав. лабораторией экспертизы и разработки нормативно-правовых актов
1 См.: В «Сколково» не платят // Ведомости. 2011. № 114 (2880).
2 Резиденты «Сколково» освобождаются от исполнения обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций. Это право утрачивается при утрате статуса участника проекта либо при достижении порогового значения размера выручки от реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) в 1 млрд руб. При этом, если после достижения порогового значения размера выручки участника проекта его прибыль, рассчитанная нарастающим итогом с начала года, не превышает 300 млн руб., прибыль участника проекта облагается налогом по ставке 0%.
Среда, 29.06.2011