Новая волна приватизации: возможности, проблемы, перспективы
Заявления российских официальных лиц о возможности расширения приватизационной программы на 2010 г. по сравнению с изначально планировавшимся вариантом в условиях появления впервые с начала 2000-х годов бюджетного дефицита свидетельствуют в пользу сценария вынужденного возврата к использованию приватизационных инструментов для пополнения бюджетной системы подобно тому, как это происходило в 1990-е годы.
При этом необходимо понимать, что естественным ограничителем приватизации выступает финансовый кризис, который привел к обвалу фондового рынка, обесценению активов и отсутствию на российском рынке многих потенциальных инвесторов, сталкивающихся с серьезными проблемами в своих странах. В такой ситуации перспективы серьезного увеличения бюджетных доходов от приватизации являются проблематичными, особенно без учета активов в топливно-энергетическом комплексе.
Надеяться на получение солидных сумм можно будет, по-видимому, когда более явно обозначатся тенденции к выходу российской экономики из кризиса, а в развитых странах он будет близок к завершению, следствием чего станет приток капитала и инвестиций в страны с т.н. «emerging markets», включая Россию.
Присутствие в числе потенциальных объектов приватизации аэропортов, морских и речных портов находится в русле тенденций последних лет, когда стали обозначаться известные ограничения по включению в этот процесс объектов в традиционных отраслях материального производства (прежде всего в промышленности, где шло активное строительство интегрированных структур) и стали предприниматься попытки привлечь частный бизнес к развитию инфраструктуры. Достаточно упомянуть продажу полных пакетов акций (100%) аэропортов Сочи (2006 г.) и Тюмени (2007 г.), а также выделение в прогнозном плане (программе) приватизации федерального имущества на 2007 г. и ее основных направлениях на 2007–2009 гг. в качестве наиболее крупных объектов федерального имущества, предполагавшихся к приватизации, аэропортов Уфы и Салехарда.
Ранее существенным фактором, подогревавшим интерес российского бизнеса к инвестициям в аэропорты, были ожидания, связанные с выделением бюджетных средств на модернизацию и строительство этих объектов, прежде всего их аэродромной части. Очевидные перспективы более жестких бюджетных ограничений в предстоящие годы могут существенно изменить эту мотивацию и усложнить для правительства поиск инвесторов. Еще одним стимулом к включению в программу приватизации на будущий год морских и речных портов может явиться размер доли государства в капитале, который в очень многих случаях не достигает величины контрольного пакета.
Упоминаемые в контексте приватизации сложности с управлением активами, находящимися в хозяйственном ведении большого количества федеральных государственных унитарных предприятий (ФГУПов), достаточно очевидны. В то же время с учетом сокращения численности ФГУПов за последние 10 лет почти в 2,5 раза (с 13,8 тыс. ед. в 1999 г. до 5,7 тыс. ед. в начале 2009 г.) и нарастающего количества претензий к появившимся в 2007 г. государственным корпорациям (ГК) сами по себе они едва ли могут рассматриваться в качестве основной причины возможного расширения программы приватизации.
Мальгинов Г.Н. – к.э.н., зав. лабораторией проблем собственности и корпоративного управления
Среда, 07.10.2009