Наталья Шагайда: «Инфляционные ожидания – это производная от роста цен на продовольствие»

«Новая газета» в своей статье приводит данные из совместного исследования Натальи Шагайды, заведующей лабораторией аграрной политики Института Гайдара и Василия Узуна из Центра агропродовольственной политики РАНХиГС «Оценка влияния институциональных и структурных изменений на развитие аграрного сектора России».

«Новая газета» в своей статье сообщила, что в оценке потребительской инфляции мнения людей и чиновников сильно расходятся. Росстат оценивает потребительскую инфляцию в 6,5%. Люди заявляют социологам, что цены выросли на 16,5%. При этом каждый пятый опрошенный оценивает рост цен в 30% и выше – это уже гиперинфляция.

Нынешние «инфляционные ожидания», заставляющие людей брать кредиты, покупать все подряд, не глядя на ценники, соглашаться на любую зарплату и так же заставляющие Центральный банк ужесточать монетарную политику, – это производная от роста цен на продовольствие.

Ну, а рост цен на еду граждане выбрали сами – когда 7 лет назад поддержали «продуктовое эмбарго» и радовались «импортозамещению», фантазируя о дешевых продуктах от отечественных фермеров. Теперь рынок продовольствия поделен между защищенными от конкуренции агрохолдингами, которые делают с покупателем все, что хотят.

Экономисты Наталья Шагайда и Василий Узун установили, что в 2016 г. на долю 100 агрохолдингов (0,5% от общего числа компаний на рынке), владеющих крупнейшими активами, пришлось 29% всех сельскохозяйственных активов страны, а на 2,5% – уже больше половины. Те же 0,5% – 100 сельхозорганизаций с крупнейшими активами – получили в 2016 г. 57,9% всех выданных банками инвесткредитов в отрасли, а 1% из них – уже две трети кредитов. На долю 95% организаций, не вошедших в топ-1000 владельцев активов АПК, пришлось лишь 12,4% от общего отраслевого объема кредитования.

«Бесконтрольная монополизация рынка крупными агрохолдингами сопровождается вымыванием малых и средних предприятий, что, в свою очередь, создает структурные ограничения для развития сельских территорий, обрекает их на стагнацию и в конечном счете замедляет рост в АПК», – делают вывод исследователи Института Гайдара и РАНХиГС.

И Центробанк на политику и поведение владельцев этих агрохолдингов повлиять не может – он может только ужесточать денежную и кредитную политику. В результате у людей не останется денег ни на что, кроме продуктов. Статистически инфляция в этом случае, конечно же, снизится. А вот реальные цены на еду это не остановит, и люди по-прежнему будут ждать их дальнейшего роста.

Четверг, 05.08.2021