Наталья Корниенко и Елена Минина о налогообложении цифровых валют (события 17 февраля)

В среду 17 февраля 2021 г. произошли события, которые можно логически объединить: цена биткоина обновила рекорд, превысив уровень в 51 630 долл., Госдума приняла в I чтении проект федерального закона № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» о налогообложении цифровых валют, одной из которых, самой известной, является биткоин.

Цифровая валюта в законопроекте признается имуществом. Также имуществом цифровая валюта признается в законах о банкротстве, о противодействии коррупции, об исполнительном производстве. При этом данный подход в будущем должен будет увязан с Гражданским кодексом (понятие цифровая валюта в кодексе отсутствует), а также с законом «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (так, закон запрещает использование цифровой валюты для оплаты товаров и услуг).

В соответствии с законопроектом возникает обязанность сообщать в налоговые органы о получении права распоряжаться цифровой валютой, подавать отчеты об операциях с цифровой валютой и остатках цифровой валюты, если за календарный год сумма поступлений или списаний превышает сумму, эквивалентную в денежном выражении 600 тыс. руб. Отметим, что ответственность за непредставление в установленный срок лицом в налоговый орган вышеуказанной информации влечет взыскание штрафа в 50 000 руб.

Для сравнения: представление с нарушением установленного срока уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 000 до 1 500 руб., на должностных лиц – от 5 000 до 10 000 руб., на юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. Непредставление уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) – на граждан в размере от 4 000 до 5 000 руб., на должностных лиц – от 40 000 до 50 000 руб., на юридических лиц – от 800 000 до 1 000 000 руб.

Максимальный штраф в 20 000 руб. для физлица предусмотрен за повторное непредставление отчета о движении средств по счетам (вкладам) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории РФ. Таким образом, считаем штраф для физлиц в отношении цифровых валют завышенным, а для иных лиц – заниженным. Кроме того, уже сейчас законопроектом предусмотрено, что в конечном счете подавать требуемую информацию физлица будут обязаны только через личный кабинет налогоплательщика (до вступления в силу форматов, по которым должна будет передаваться информация, возможна подача традиционными способами: лично, по почте).

Предусмотрено ретроактивное действие закона: первые сообщения, отчеты необходимо будет подать за 2021 г. не позднее 30 апреля 2022 г. Значит, уже сейчас, в 2021 г. необходимо правильно оформлять операции с цифровыми валютами для избежания претензий со стороны налоговых органов, однако детали налогообложения пока только формируются. На наш взгляд, держателям цифровой валюты целесообразно не откладывать и начать подавать отчеты в 2022 г., не возлагая слишком много надежд на новизну и возможное невнимание налоговых органов.

   Исходя из положений законопроекта понятно, что цифровые валюты не будут облагаться НДС, но будут облагаться НДФЛ и налогом на прибыль. При этом законопроектом не установлено, как будет определяться налоговая база для целей НДФЛ, налога на прибыль: например, при определении налоговой базы для целей НДФЛ будут ли соответствующие доходы уменьшаться на сумму каких-то вычетов (расходов, связанных с цифровыми валютами).

Отдельный вопрос – это контроль полноты информирования налогоплательщиками налоговых органов о получении права распоряжаться цифровой валютой, операциях с цифровой валютой и ее остатках. Законопроектом предусмотрено, что при определенных условиях банки обязаны выдавать налоговым органам выписки по операциям по переводу цифровой валюты на счетах физлиц. Во-первых, такая обязанность банков не покрывает ситуацию получения права распоряжаться цифровой валютой, например, о том, что лицо «намайнило» биткоины, банк не знает и не узнает. Идея платить у нас в стране за товары и услуги биткоинами с учетом высокой волатильности цифровой валюты также в большинстве случаев неразумна и не поменяется при внесении изменений в закон о цифровых валютах. Биткоин в данном случае скорее средство накопления, но не средство платежа. На практике с получением биткоина и других цифровых валют проблем не возникает. Существуют, например, приложения для смартфонов. Доступ к кошельку можно получить из любой точки мира как самому, так и передать третьему лицу (в виде цифрового кода, qr кода, а также, например, металлической пластины с определенным набором букв). Банк может осуществлять перевод средств на цели, связанные с цифровыми валютами, но в назначении платежа не всегда можно это увидеть, кроме того, существует возможность осуществлять много незначительных переводов из разных банков на один электронный кошелек или на несколько электронных кошельков, которые потом автоматом будут объединяться у получателя биткоинов.

Данный законопроект, без сомнения, нужен и своевременен, но требует доработки. На первый план выведен заявительный характер взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов, фактически будет реализовываться добровольная уплата НДФЛ физлицами, основной налоговый контроль будет вестись в отношении операций, превышающих 600 тыс. руб. Поправки к законопроекту должны быть представлены в срок до 18.03.2021 г.

Наталья Кониенко – заведующая лабораторией развития налоговой системы;

Елена Минина – с.н.с. лаборатории развития налоговой системы.

Пятница, 19.02.2021