Инновационное развитие как императив экономического роста
В рамках своего очередного Послания Федеральному Собранию президент России Владимир Путин обозначил цель – создать в России новые технологии и конкурентную продукцию, а также сформировать дополнительный запас прочности в промышленности.
Также президентом была поставлена задача в течение 3–5 лет «обеспечить людей качественными и доступными по цене, лекарствами и продуктами питания, в значительной степени, конечно, собственного производства», а также за 3 года увеличить в 1,5 раза российский экспорт продукции высокой степени переработки.
Президент отметил, что в рамках проведения политики импортозамещения необходимо воспользоваться повышением ценовой конъюнктуры и конкурентоспособности российских компаний, обусловленного ослаблением национальной валюты.
Однако решить поставленные задачи, а также обеспечить устойчивое экономическое развитие страны невозможно без целенаправленной политики интеграции инновационной деятельности в единый национальный процесс. К тому же ввиду введения санкций против РФ, падения цен на нефть, замедления темпов роста инновационное развитие становится как никогда актуальным.
В настоящее время инновационный потенциал России намного ниже уровня развитых стран. Согласно рейтингу стран по уровню инновационного развития, представленного в аналитическом докладе Международной бизнес-школой INSEAD «Global Innovation Index 2014», Россия заняла в 2014 г. 49-е место в списке из 143 стран. В нынешнем году Россия поднялась сразу на 13 позиций по сравнению с 2013 г., расположившись между Таиландом (48) и Грецией (50). Среди стран БРИКС Россия занимает 2-е место после Китая (29), а среди стран бывшего СССР, охваченных исследованием, уступает Эстонии (24), Латвии (34), Литве (39) и Молдове (43).
Сильными сторонами России, способствующими инновационному развитию страны, признаны качество человеческого капитала (30-е место), развитие бизнеса (43). Напротив, факторами, тормозящими инновационное развитие России, являются несовершенные институты (88-е место), низкие результаты творческой деятельности (72), развитие внутреннего рынка (111).
Для перехода России на новый инновационный уровень требуется формирование национальной инновационной системы (НИС), представляющей собой совокупность эффективно взаимодействующих между собой институциональных структур (фирм, НИИ, университетов, центральных и региональных правительств, финансовых рынков и т.д.), деятельность которых направлена на создание, внедрение и реализацию инноваций.
Также с каждым годом возрастает важность регионального аспекта в инновационном развитии. Опыт зарубежных стран показывает, что без учета особенностей развития регионов национальная инновационная модель становится малоэффективной. Поэтому для эффективного инновационного развития страны необходимо формировать и поддерживать региональные и муниципальные инновационные системы (РИС и МИС соответственно).
В условиях глобализации регион приобретает статус «естественной» экономической области, так как компании все более свободно перемещают свою производственную деятельность по всему миру. Также с каждым годом возрастает внимание к региону не только как к субъекту РФ, но и как к самостоятельному участнику международных отношений, так как инновационное сотрудничество между странами приобретает все большую актуальность и стратегическую необходимость.
Международный опыт в сфере инновационного развития показывает, что без постоянного совершенствования национальной инновационной системы наряду с РИС невозможно повысить конкурентоспособность страны на мировой арене.
Причем, в данном процессе значительную роль должно играть государство, политика которого должна быть направлена на обеспечение бесплатного образования, формирование инновационных кластеров, создание специальных органов, ответственных за развитие инновационных процессов, а также на формирование условий, для эффективного взаимодействия участников инновационного процесса.
Маргарита Гвоздева – научный сотрудник
Среда, 10.12.2014