Госрасходы малоэффективны как фактор экономического роста
Как известно, один из рецептов поддержания или активизации экономического роста – это стимулирование экономики путем роста государственных расходов. Этим, в частности, ряд экспертов обосновывает необходимость бюджетного дефицита в среднесрочной перспективе. Однако простейший анализ структуры роста расходов на конечное потребление говорит о том, что эффективность госрасходов как фактора экономического роста весьма низкая.
Рассмотрим два элемента конечного потребления: за счет расходов домашних хозяйств и за счет расходов госорганов. Номинальные темпы роста и тех, и других в последние 10 лет в РФ были сопоставимы:
![](/files/images/comments/Nominal.gif)
Но если посмотреть на темпы роста физических объемов, то сразу видно разницу: потребление за счет расходов домашних хозяйств в реальном выражении росло гораздо быстрее, чем за счет расходов госорганов.
![](/files/images/comments/Real_growth.gif)
При сопоставимых темпах роста номинального объема, темпы роста физического объема расходов домашних хозяйств многократно превосходят темпы роста физического объема расходов госорганов. Не считая 2009–2010 гг., эта разница составляет от 3 до 5 раз.
Теперь выделим вклад увеличения физического объема в прирост номинальной величины расходов на конечное потребление.
![](/files/images/comments/Contribution.gif)
В приросте расходов домашних хозяйств на конечное потребление вклад увеличения его физического объема составлял от 35 до 64%, остальное приходилось на рост цен (в 2009 г. рост номинальных расходов сопровождался реальным спадом потребления домашних хозяйств).
Отдельный вопрос – это выделение импортной компоненты. В ресурсах розничного товарооборота на импортные товары в последние годы приходилось 40–45%. В услугах вес импорта гораздо меньше, поэтому итоговый вес импорта в конечном потреблении можно оценить в 30-35%. Таким образом, треть прироста реального объема потребления покрывается импортными товарами и услугами, а остальное стимулирует рост внутреннего производства. В итоге каждый рубль прироста расходов домашних хозяйств на конечное потребление увеличивает внутреннее производство на 25–30 копеек.
Для государственных расходов картина гораздо более печальная: прирост физического объема потребления составлял от 5 до 13% (без учета 2009–2010 гг., когда фиксировался реальный спад в потреблении). Даже если предположить, что государственные расходы не ведут к росту импорта (а это, очевидно, не так), получается, что в современной России эффективность госрасходов на конечное потребление для стимулирования экономического роста, во-первых, не превышает 10–13%, а во-вторых, гораздо ниже, чем у расходов домашних хозяйств.
М.Ю. Хромов – ведущий эксперт Центра структурных исследований
Пятница, 02.11.2012