Георгий Мальгинов о доходах от приватизации и управления государственным имуществом в проекте федерального бюджета на 2022–2024 гг.

Георгий Мальгинов, к.э.н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления Института Гайдара, рассмотрел внесенный российским правительством в парламент проект федерального бюджета на 2022 г. и плановый период 2022–2024 гг., который предусматривает использование средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, в качестве отдельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.

Сам по себе проект соответствующего федерального закона, как и аналогичный документ годичной давности, не содержит информации о конкретной величине доходов от приватизации ни в основной части, ни в приложениях. Лишь в пояснительной записке и ряде сопроводительных материалов средства, поступающие от приватизации федеральной собственности, указываются наряду с государственными заимствованиями в качестве самостоятельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.

Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2022 г. прогнозируются в объеме 3,9 млрд руб., в 2023 г. – 0,9 млрд руб., тогда как в 2024 г. таковых не ожидается. Их роль для финансирования дефицита федерального бюджета будет минимальна: в 2022–2023 гг. ожидаемая величина приватизационных доходов составит не более 0,2% от размера средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям. Прогнозируемый на 2022 гг. объем поступлений превышает прогноз средств от продажи федерального имущества из материалов к законопроекту о федеральном бюджете на 2021 г. и плановый период 2022–2023 гг., вносившемуся российским правительством прошлой осенью, и размер, заявленный в действующем прогнозном плане (программе) приватизации на 2020–2022 гг. (утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. № 3260-р) (3,6 млрд руб.).

Реалистичность такого прогноза приватизационных доходов можно оценить при сравнении с промежуточными итогами реализации приватизационной программы в текущем году. По данным оперативного Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 ноября 2021 г. (по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленного на сайте Федерального казначейства, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили 4 779,8 млн руб., что на 1/3 превышает ежегодную величину поступлений помимо крупнейших сделок, содержащуюся в действующей приватизационной программе (3,6 млрд руб.). Таким образом, представленные данные в принципе свидетельствуют о реальности бюджетных проектировок, хотя за пределами грядущего 2022 г. в этом нет полной уверенности.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, на 2022 г. прогнозируются в объеме 1 290,5 млрд руб., что на 356,6 млрд руб., или в 1,38 раза больше оценки соответствующих поступлений в 2021 г.

На протяжении всего периода 2022–2024 гг. основным источником этих доходов (более 3/4) являются дивиденды. В 2022 г. прогнозируется поступление в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в сумме 990 млрд руб., что более чем в 1,7 раза превосходит уточненную оценку на 2021 г. (около 561 млрд руб.). На этом фоне поступательная динамика в последующие два года (прирост поступления дивидендов составит всего 4,4% и 1,7% соответственно) мало заметна, хотя и должна обеспечивать превышение знаковой величины в 1 трлн руб. Однако достижение этого рубежа выглядит проблематичным с учетом динамики дивидендных поступлений последних лет (2018 г. – 312,6 млрд руб., 2019 г. – 441,6 млрд руб., 2020 г. – 422,7 млрд руб.). Следует отметить, что их прирост в 2024 г. должен быть полностью обеспечен за счет увеличения чистой прибыли компаний при исключении фактора принятия отдельных решений о выплате дивидендов, тогда как в 2022–2023 гг. его действие несколько уменьшает объем дивидендных поступлений в бюджет.

В указанный период они включают дивиденды ПАО «Сбербанк», а также дивиденды по привилегированным акциям первого типа Банка ВТБ. До реализации сделки по переходу обыкновенных акций Сбербанка на основании Федерального закона от 18.03.2020 № 50-ФЗ от Банка России к Министерству финансов РФ доходы от участия в капитале ПАО «Сбербанк России» учитывались в прочих неналоговых доходах бюджета и на основании специальных законов подлежали перечислению с уменьшением на эту сумму части совокупной прибыли ЦБ РФ, направляемой в федеральный бюджет.

Прочие же виды доходов федерального бюджета от использования государственного имущества по линии материальных активов (арендные платежи за землю и имущество, перечисление прибыли унитарных предприятий) носят дополняющий характер.

При рассмотрении блока имущественных отношений с точки зрения расходов необходимо отметить, что действовавшая с 2013 г. госпрограмма (ГП) «Управление федеральным имуществом» в прошлом году дважды поменяла свой формат. Весной 2020 г. она вошла в качестве подпрограммы (ПП) с аналогичным названием в состав ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика», а в самом конце декабря Постановлением Правительства РФ № 2386 была включена в другую ГП – «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков». Последняя действует с 2014 г. под эгидой Минфина РФ, который после изменений в структуре российского правительства стал курировать Росимущество.

По проекту нового федерального бюджета, финансирование, касающееся имущественной политики, должно осуществляться в рамках двух структурных элементов: (1) ведомственного проекта (ВП) «Государство как эффективный собственник» и (2) комплекса процессных мероприятий (КПМ) «Управление федеральным имуществом».

По первому из них ассигнования, предусмотренные законопроектом, составят по 45 млн руб. ежегодно (суммарно – 135 млн руб.). По второму же они многократно больше: в 2022 г. – 4 014,5 млн руб., в 2023 г. – 4 001,5 млн руб. и в 2024 г. – 40 72,3 млн руб. (суммарно – 12 088,3 млн руб.). Именно КПМ «Управление федеральным имуществом» явится получателем основных объемов финансирования, заложенных в одноименную ПП. С учетом расходов, предусмотренных в рамках ВП, в 2022 г. они немного (на 2%) превосходят определенные в ПП в конце прошлого года объемы, в 2023 г. – совпадают с ними, а в 2024 г. совокупные ассигнования в рамках КПМ и ВП несколько (почти на 4%) уступят объемам финансирования, предусмотренным в действующей редакции ПП «Управление федеральным имуществом». Динамика расходов на реализацию КПМ «Управление федеральным имуществом» в погодовом разрезе показывает, что весомое (более чем на 23%) сокращение расходов в 2022 г. по сравнению с ожидаемым в текущем году уровнем должно смениться их фактической стабилизацией в 2023 г. и ростом на 1,8% в 2024 г.

Среди всех проектов, входящих в состав данной ГП (включая федеральные, входящие в состав национальных проектов), по ожидаемым годовым объемам финансирования ВП «Государство как эффективный собственник» опережает только «Развитие финансового рынка, регулирование деятельности финансовых институтов и субъектов финансового рынка», будучи сопоставимым с «Акселерацией субъектов малого и среднего предпринимательства». По сравнению с другими КПМ «Управление федеральным имуществом» по величине погодового финансирования опережает «Сопровождение информационных систем обеспечения бюджетных правоотношений», «Осуществление государственных функций по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере», «Организация формирования Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации», «Повышение эффективности деятельности Федеральной пробирной палаты по государственному контролю (надзору) за производством, использованием и обращением драгоценных металлов, использованием и обращением драгоценных камней».

Четверг, 18.11.2021