Георгий Мальгинов: «Доходы от приватизации и управления государственным имуществом в проекте федерального бюджета на 2021-2023 гг.»

Внесенный российским правительством в парламент проект федерального бюджета на 2021 г. и плановый период 2022-2023 гг. предусматривает использование средств, поступающих от приватизации федеральной собственности, в качестве отдельного источника финансирования дефицита федерального бюджета. 

При этом сам по себе проект соответствующего федерального закона, как и аналогичный документ годичной давности, не содержит информации о конкретной величине доходов от приватизации ни в основной части, ни в приложениях. Лишь в пояснительной записке к документу средства, поступающие от приватизации федеральной собственности, указываются наряду с государственными заимствованиями в качестве самостоятельного источника финансирования дефицита федерального бюджета.

Поступления в федеральный бюджет от приватизации федерального имущества в 2021 г. прогнозируются в объеме 3,6 млрд. руб., в 2022 г. – 3,6 млрд. руб., в 2023 г. – 3,3 млрд. руб. Их роль для финансирования дефицита федерального бюджета будет минимальна: в 2021-2023 гг. ожидаемая величина приватизационных доходов составит менее 0,5% от размера средств, предполагаемых к привлечению по государственным заимствованиям. Прогнозируемый на 2021-2022 гг. объем поступлений совпадает с прогнозом средств от продажи федерального имущества из материалов к законопроекту о федеральном бюджете на 2020 г. и плановый период 2021-2022 гг., вносившемуся российским правительством прошлой осенью, и с размером, заявленным в действующем прогнозном плане (программе) приватизации (утвержден распоряжением Правительства РФ от 31 декабря 2019 г. №3260-р).

Реалистичность такого прогноза приватизационных доходов можно оценить при сравнении с промежуточными итогами реализации приватизационной программы в текущем году. По данным оперативного Отчета об исполнении федерального бюджета на 1 октября 2020 г. (по источникам внутреннего финансирования дефицита), представленного на сайте Федерального казначейства, средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, составили 7585,4 млн. руб., что более чем вдвое превышает ежегодную величину поступлений помимо крупнейших сделок, содержащуюся в действующей приватизационной программе (3,6 млрд. руб.). Таким образом, представленные данные в принципе свидетельствуют о реальности бюджетных проектировок, хотя за пределами грядущего 2021 г. в этом нет полной уверенности.

Доходы федерального бюджета от использования имущества, находящегося в государственной собственности, прогнозируются в будущем году в сумме 704,7 млрд. руб., что на 279,4 млрд. руб. (или на 28,4%) меньше оценки за 2020 г.

На протяжении всего периода 2021-2023 гг. основным источником таких доходов (более 60-70%) являются дивиденды. В 2021 г. прогнозируется поступление в федеральный бюджет доходов в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в сумме около 442 млрд. руб., что примерно на 31% меньше уточненной оценки на 2020 г. (639,5 млрд. руб., включая дивиденды ПАО «Сбербанк») в основном за счет сокращения размера чистой прибыли компаний, тогда как фактор изменения норматива дивидендных выплат должен несколько демпфировать его. В последующие 2 года прогнозируется противоположная, поступательная динамика объема дивидендных выплат в бюджет. Прирост поступления дивидендов в 2022 г. в основном, а в 2023 г. полностью должен быть обеспечен за счет увеличения чистой прибыли компаний. В результате в 2022-2023 гг. ожидается их увеличение более чем в 1,7 и 1,2 раза соответственно. С учетом динамики дивидендных поступлений в последние годы (прирост на 24,4% (до 312,6 млрд. руб.) в 2018 г. и на 41,3% (до 441,6 млрд. руб.) в 2019 г.) достижение в 2022 г. величины (754,3 млрд. руб.), превышающей оценку 2020 г. (639,5 млрд. руб.), выглядит проблематичным.

Указанные величины для 2021-2023 гг. включают дивиденды по обыкновенным акциям Сбербанка, которые на основании Федерального закона от 18.03.2020 № 50-ФЗ были проданы Банком России в пользу Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ. Ранее доходы от участия в капитале ПАО «Сбербанк России» учитывались в прочих неналоговых доходах бюджета и на основании специальных законов подлежали перечислению с уменьшением на эту сумму части совокупной прибыли ЦБ РФ, направляемой в федеральный бюджет. При этом в доходах федерального бюджета от прочих безвозмездных поступлений только на 2021 г. учтено «разовое» перечисление части дохода, полученного от продажи Центробанком обыкновенных акций ПАО «Сбербанк» (200 млрд. руб.). Данную сумму следует рассматривать в контексте завершения сделки с акциями Сбербанка, поскольку оценка основной части таких поступлений в текущем 2020 г. многократно больше и составляет более 1066 млрд. руб.

Прочие же виды доходов федерального бюджета от использования государственного имущества по линии материальных активов (арендные платежи за землю и имущество, перечисление прибыли унитарных предприятий) носят вспомогательный характер.

При рассмотрении блока имущественных отношений с точки зрения расходов необходимо отметить, что действовавшая с 2013 г. госпрограмма (ГП) «Управление федеральным имуществом» весной текущего года поменяла свой формат. Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2020 г. № 376 подпрограмма с аналогичным названием была включена в состав ГП «Экономическое развитие и инновационная экономика». Подпрограмма рассчитана на 5 лет (до конца 2024 г.). Запланированный объем ассигнований из федерального бюджета на весь период реализации составляет около 21,2 млрд руб. Он поделен на сопоставимое по величине погодовое финансирование величиной от 4152,3 млн руб. в 2020 г. до 4282,5 млн руб. в 2023-2024 гг. (4204,8 млн руб. в 2021 г., 4272,9 млн руб. в 2022 г.).

Объемы финансирования, предусмотренные проектом нового федерального бюджета, отличаются от вышеуказанных в меньшую сторону: в 2021 г. – на 4,5% (4015,7 млн руб.), в 2022 г. – почти на 7% (3978,5 млн руб.), в 2023 г. – на 5,5% (4046,5 млн руб.). Очевидно влияние бюджетных проблем ввиду кризисной ситуации в экономике. Весомое (более чем на 18%) сокращение расходов на реализацию подпрограммы «Управление федеральным имуществом в 2021 г. по сравнению с ожидаемым в текущем году уровнем должно смениться их фактической стабилизацией в 2022 г. и ростом на 1,7% в 2023 г. Такие колебания совпадают с траекторией совокупных расходов на реализацию программы «Экономическое развитие и инновационная экономика», для которых, впрочем, предусмотрена гораздо большая амплитуда падения и роста в 2021-2023 гг.

Среди всех подпрограмм, входящих в состав данной ГП, по ожидаемым годовым объемам финансирования «Управление федеральным имуществом» (около 4 млрд. руб.) примерно сопоставима с подпрограммой «Развитие антимонопольного и тарифного регулирования, конкуренции и повышение эффективности антимонопольного контроля» (около 3 млрд. руб.), уступая большинству других подпрограмм: «Развитие малого и среднего предпринимательства», «Государственная регистрация прав, кадастр и картография», «Стимулирование инноваций», «Официальная статистика», «Инвестиционный климат», «Туризм», «Создание и развитие инновационного центра «Сколково». По величине погодового финансирования «Управление федеральным имуществом» помимо антимонопольной подпрограммы опережает также следующие подпрограммы: «Управленческие кадры», «Совершенствование системы государственного управления», «Совершенствование системы государственного стратегического управления», «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности».

Мальгинов Г. Н. – к. э. н., заведующий лабораторией проблем собственности и корпоративного управления.

Понедельник, 09.11.2020