Дешевый рубль как инструмент обеспечения устойчивости бюджетной системы
Предварительные расчеты влияния финансового кризиса на бюджетную систему страны переоцениваются экспертами и чиновниками практически ежемесячно и преимущественно в сторону ухудшения существующих прогнозов.
В частности, помощник Президента России Арк. Дворкович на конференции The Economist оценил дефицит федерального бюджета в 2009 г. в размере 8% ВВП и признал, что объем Резервного фонда при этом должен сократиться примерно наполовину.
Заметим, что по итогам 2008 г. федеральный бюджет был исполнен с профицитом в 4,1% ВВП, а объем средств в Резервном фонде на начало 2009 г. составлял 9,7% ВВП в рублевом эквиваленте. Стремительная девальвация рубля в течение января текущего года фактически привела к тому, что до утвержденного порогового объема Резервного фонда на начало февраля оставалось не более 0,7% ВВП (см. таблицу). Это означает, что вследствие роста курса доллара и евро по отношению к рублю Резервный фонд заработал в течение одного месяца более 830 млрд руб., или около 2% ВВП. Однако данный доход можно зафиксировать лишь в случае конвертации валютных активов Резервного фонда в российские рубли, иначе по мере укрепления последнего заработанная курсовая маржа будет сокращаться.
Динамика формирования и использования нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2008–2009 гг.
(млрд руб.)
(млрд руб.)
Наименование показателя | 2008 г. | Остатки фондов на конце 2008 г. | Утверждено в бюджете 2009 г. | Январь 2009 г. | Остатки фондов на конец января 2009 г. |
Нефтегазовые доходы федерального бюджета | 4 145,8 | х | 4 692,5 | 243,6 | х |
Направления использования нефтегазовых доходов: | 4 145,8 | х | х | 243,6 | х |
| 2 135,0 | х | 2 531,1 | 243,6 | |
| 420,6 | 4 025,1 | 5 147,5 | - | 4 857,9 |
| 1 590,2 | 2 584,5 | х | - | 2 991,5 |
Справочно: | |||||
Доходы всего | 9 274,1 | 10 927,1 | |||
Расходы всего | 7 566,6 | 9 024,7 | |||
ВВП | 41 540,4 | 51 475,0 |
Источник: Федеральное казначейство, Центральный банк
Другим выводом из приведенной таблицы является то, что в случае сохранения существующих цен на углеводородное сырье на протяжении всего года рассчитывать на какие-либо дополнительные поступления в Резервный фонд не приходится. Дело в том, что нефтегазовый трансферт на 2009 г. установлен на уровне 2531,1 млрд руб., а в январе поступления нефтегазовых доходов составило всего лишь 243,6 млрд. руб., или 9,6% от величины нефтегазового трансферта. Другими словами, при таких темпах пополнения бюджета нефтегазовый трансферт будет исполнен лишь через 10 месяцев.
В условиях, когда выпадающие налоговые доходы федерального бюджета (без учета НДПИ) могут составить по самым умеренным оценкам порядка 2,9–3,3% ВВП, основное бремя выполнения принятых расходных обязательств ложится на Резервный фонд. Очевидно, что его ресурсов вполне достаточно для того, чтобы исполнить все предусмотренные в законе о федеральном бюджете на 2009 г. обязательства. Однако, учитывая появление незапланированных расходов (на поддержание реального сектора, на рекапитализацию банковской системы и пр.), длительный характер кризиса, непредсказуемость курсовых колебаний, стабильность бюджетной системы в среднесрочной перспективе зависит от изменения характера бюджетной политики в сторону ограничения государственных расходов и повышения требований к их эффективности.
И.А. Соколов – к.э.н., зав. лабораторией бюджетной политики
Пятница, 13.02.2009