Деофшоризация экономики невозможна без эффективной системы международного обмена информацией

Борьба с размыванием налоговой базы находится в центре внимания не только России, но и стран G20 и ОЭСР.


Схемы уклонения от налогообложения используются главным образом международными холдингами, ведущими бизнес в разных странах. Они имеют возможность извлекать выгоду из различий в национальных налоговых законодательствах. Кроме того, в российском налоговом законодательстве отсутствуют некоторые понятия и институты, препятствующие уклонению от налогов, например, понятия бенефициарного владения и резидентства юридических лиц, правила о контролируемых иностранных компаниях.

Борьба с уклонением от налогов должна включать совершенствование национального налогового законодательства и международных договоров, а также процедур взаимодействия налоговых органов разных стран.

В налоговом законодательстве России отсутствуют как понятие «бенефициарное владение», так и аналоги, используемые в договорах об избегании двойного налогообложения (например, «фактический владелец дохода (процентов, дивидендов)»). Это позволяет налогоплательщикам распределять доходы от российских источников в пользу акционеров – компаний-«оболочек», созданных в юрисдикциях, заключивших выгодные налоговые соглашения с Россией, даже в случаях, когда компания-«оболочка» не является бенефициарным собственником дохода.

На сегодняшний день иностранные организации, не получающие доходов от источников в России, но контролируемые российскими бенефициарами, не подлежат налогообложению в России. Используя международные соглашения, такие организации в некоторых случаях могут не уплачивать налоги в полном объеме и по месту источника дохода. Для предотвращения таких ситуаций резидентство должно определяться исходя из места инкорпорации компании и фактического места управления ею, которое, в свою очередь, устанавливается по ряду критериев (например, место, где проводятся заседания совета директоров; место, где руководители осуществляют свою деятельность; место, где ведется бухгалтерский учет и хранятся архивы, и др.).

Включение в НК РФ правил о налогообложении доходов компаний, которыми владеют российские физические и (или) юридические лица, позволит включать прибыль, полученную такими иностранными компаниями, в налоговую базу их российских владельцев на ежегодной основе.

Трансфертное ценообразование – один из наиболее распространенных способов перемещения прибыли в низконалоговые юрисдикции. В России правила контроля трансфертных цен действуют с 2012 г. и еще не достаточно отработаны на практике. Однако даже государствам, давно применяющим такие правила, не всегда удается с их помощью пресекать вывод прибыли из-под налогообложения.

Международные группы могут использовать существующие правила трансфертного ценообразования для декларирования получаемой прибыли в иной юрисдикции, чем та, где ведется экономическая деятельность, которая генерирует такую прибыль. Чаще всего это достигается путем «искусственного» распределения между компаниями группы нематериальных и иных активов, рисков и капитала, а также с помощью «искусственных» сделок между зависимыми (т.е. таких сделок, которые не совершаются или совершаются в редких случаях между независимыми компаниями).

Необходимо совершенствовать правила о недостаточной капитализации. В настоящее время под эти правила не подпадает задолженность российских организаций перед иностранными «сестринскими» компаниями, что используется налогоплательщиками для безналогового распределения средств в форме завышенных процентов по займам в юрисдикции с благоприятным режимом налогообложения (а также с целью уменьшения налоговой базы российской компании – заемщика).

Успешная реализация мер по борьбе с уклонением от налогов невозможна без эффективной системы международного обмена информацией между налоговыми органами разных стран, а также процедур, позволяющих достаточно быстро и прозрачно разрешать налоговые споры между ними.

С.С. Шаталова – с.н.с. РАНХиГС

Понедельник, 25.11.2013