Алексей Ведев: «Наиболее действенное средство пополнения бюджета – улучшение условий для ведения бизнеса»

«Финансовая газета» приводит мнение заведующего лабораторией финансовых исследований Института Гайдара, Алексея Ведева о том, к чему может привести российский бизнес борьба с офшорами.

«Негативное отношение к офшорным зонам в руководстве РФ оформилось достаточно давно, но активной позиция стала 5–6 лет назад. Именно тогда было указано на риски вывода денег за рубеж и отсутствие защиты со стороны российских властей. При этом санкции как усиливали риски работы в офшорных зонах, так и служили аргументом «за» с точки зрения работы с зарубежными партнерами. Но общее негативное отношение руководства страны доминировало.

Достаточно остро перед Россией стоит проблема оттока капитала. За последнее 20-летие лишь 2006-2007 гг. характеризовались притоком капитала (кстати, в 2007 г. рост инвестиций в основной капитал превысил 20%, невозможно сейчас такое представить). Однако высокие риски ведения бизнеса и низкий уровень защиты прав инвесторов поддерживали отток капитала на высоком уровне. Но и инвестиции в российскую экономику финансировались из «утекшего» капитала. Именно офшорные страны (прежде всего Кипр, Люксембург и Нидерланды) были традиционными странами – лидерами по объему иностранных инвестиций.

Напомним, что экспертная дискуссия о возможных изменениях в налоговой системе проходила в 2016–2017 гг. Дискуссия была в рамках необходимости перехода на инвестиционную модель развития. Тогда ставились две ключевые цели – увеличение потенциального ВВП и приближение реального ВВП к уровню потенциального. В рамках решения этих задач рассматривались и налоговые новации, предполагающие увеличение косвенных налогов и снижение прямых. Напомню, что увеличение уровня косвенных налогов (налога на добавленную стоимость, налога с продаж, акцизов и др.) снижает потребительскую активность. Напротив, рост прямых налогов (прежде всего налога на прибыль и налогов на труд) увеличивает издержки производства и снижает инвестиционную активность. Именно тогда рассматривались возможность некоторого увеличения НДС и снижение социальных налогов и налогов на прибыль с целью стимулирования инвестиционной активности.

В 2018 г. был повышен НДС – с 18 до 20%, другие налоги снижены не были. Тогда было объявлено, что до 2024 г. налоги повышаться не будут. В текущем году экономика России столкнулась с тремя негативными шоками: эпидемией коронавируса, падением цен на нефть, замедлением темпов роста мировой экономики (и снижением внешнего спроса). В рамках реализации антикризисных мероприятий ожидается дефицит бюджета. И в текущем году был повышен ряд налогов, в том числе ставка на доход физических лиц на сумму свыше 5 млн руб. Повышение же налога на дивиденды, выводящиеся из РФ, по оценкам, принесут бюджету доходов в 2021 г. около 150 млрд руб.

Очевидно, что Россия следует в общемировом направлении противодействия офшорам. Очевидны и попытки Министерства финансов РФ увеличивать доходную часть бюджета. Но следует помнить, что наиболее действенным средством пополнения бюджета все же является не рост налоговой нагрузки, а улучшение условий для ведения бизнеса».

Вторник, 18.08.2020