Среда, 24.07.2019, 19:57
24 июля 2019 г. состоялось заседание Ученого совета Института Гайдара, посвященное теме "Экспертно-аналитическая поддержка правительства Институтом Гайдара и РАНХиГС в части достижения национальных целей и реализации национальных проектов".
С основным докладом "Указ №204 в контексте вызовов современной экономической политики" выступил д.э.н., руководитель Научного направления "Реальный сектор" Института Гайдара Георгий Идрисов.
В начале выступления эксперт подчеркнул, что принятие Указа "О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года" стало содержательным и управленческим продолжением майских указов президента В. Путина от 2012 г. и тех целей, которые ставились в ежегодных посланиях главы государства.
Был сформирован «сбалансированный образ России будущего», который и лег в основу Указа №204. Он включил 9 национальных целей развития РФ на период до 2024 г.: обеспечение устойчивого естественного роста численности населения; повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет; обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан; снижение в два раза уровня бедности; улучшение жилищных условий; ускорение технологического развития; обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий; вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира; создание в базовых отраслях экономики высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора.
Георгий Идрисов рассмотрел процесс достижения озвученных целей с точки зрения шести характеристик современного экономического роста, которые в свое время озвучил нобелевский лауреат Саймон Кузнец. Это устойчивый рост ВВП и прекращение эпизодов падений ВВП; демографический переход; устойчивая структурная трансформация к индустриальному и постиндустриальному обществу; институциональные изменения; интеграция рынков и дивергенция регионального развития. Также докладчик рассмотрел структуру финансирования 13 национальных проектов в 2019–2024 гг. и долю нацпроектов по отдельным направлениям расходов в общих расходах бюджетной системы.
По итогам анализа реализации стратегических задач эксперт констатировал: "Указ Президента №204 и тринадцать национальных проектов создали на период 2018–2024 гг. в РФ ряд новых институциональных и управленческих особенностей. Эти особенности в совокупности образуют новую модель социально-экономического и научно-технологического развития, в которой большая часть решений будет приниматься административными методами. Это позволит расширить возможности ускоренного развития в условиях присутствующей геополитической напряженности и неопределенности на сырьевых рынках. Возврат к большему использованию рыночных принципов для решения задач развития возможен после 2024 г., это определит устойчивость сформированных тенденций в долгосрочной перспективе".
Г. Идрисов отметил: задача экспертной среды – помочь Правительству в выработке новых подходов. "Мы видим, как идет корабль и, если он разворачивается, как нам кажется, не в ту сторону, мы должны ему помогать". Важнейшим условием и одновременно целью сформированной модели является повышение доверия между государством, бизнесом и обществом. Доверие является следствием последовательной, предсказуемой и результативной экономической политики, подчеркнул докладчик.
Со-доклад "Факторы роста производительности и связанные меры экономической политики" на заседании Ученого совета представил Андрей Каукин, к.э.н., зав. лабораторией отраслевых рынков и инфраструктуры Института Гайдара. Как отметил докладчик, одна из ключевых тем в контексте экономического развития страны – рост производительности труда, что нашло отражение и в целевых показателях нацпроекта "Производительность труда и поддержка занятости": планируется достижение 5%-ного годового роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей к 2024 г.
По словам эксперта, сами по себе цели национального проекта по производительности весьма амбициозны, однако принципиально достижимы. Вопрос, однако, в том, какие меры экономической политики будут для этого использованы. Далее А. Каукин остановился на описанных в академической литературе факторах роста производительности и сопоставил их с мероприятиями, заложенными внутри напроекта.
В заключение А. Каукин выделил основные риски реализации нацпроекта по производительности. Среди них: фокус на поддержке предприятий, а не на создании одинаковых стимулирующих условий для всех участников рынка, недостаточность мер поддержки, риск финансирования неэффективных компаний. Также эксперт отметил потенциальную дестабилизацию работы отдельных рынков за счет интенсивного вмешательства в работу рыночных механизмов и ограниченные возможности для технологического развития экономики.