Friday, 06.06.2025, 10:15
Центр доказательной экспертизы Института Гайдара представил исследование «Скидки на маркетплейсах. Регуляторные сценарии с экономическим обоснованием», посвященное анализу влияния скидок, предоставляемых маркетплейсами, на продавцов, потребителей и платформы. Исследование основывается на данных собственного количественного исследования по многоступенчатой квотированной всероссийской выборке, анализе судебной практики, реакции регулятора и законодателя на применение подобных практик маркетплейсами на международной и российской арене, на данных публичной финансовой отчетности ведущих российских маркетплейсов, а также на накопленном массиве данных команды по платформенной экономике. Для оценки эффектов использовалась авторская
Исследование выявило, что, с одной стороны, скидки привлекают потребителей и способствуют росту продаж, однако, с другой стороны, агрессивная скидочная политика может привести к монополизации рынка, ухудшению условий конкуренции и зависимости продавцов от маркетплейсов. Около половины опрошенных продавцов (48%) на маркетплейсах за последние 12 месяцев сталкивались с установлением скидок на их товары. В 31% случаев скидки устанавливались без согласия продавца. При этом продавцы, отказывающиеся от уменьшения цен, сталкиваются с санкциями, такими как снижение рейтинга товара (40%) и продавца (37%), изменение условий сотрудничества (31%).
Размер скидки также играет важную роль. Скидки до 10% оказывают нейтральное или даже позитивное влияние на бизнес продавцов, в то время как скидки выше 10% чаще приводят к негативным последствиям. Исследование показало, что «комфортный» порог размера скидок с точки зрения положения дел бизнеса — в пределах 10%.
В рамках исследования были протестированы различные сценарии регулирования, включая установление обязанности маркетплейса получать согласие продавца на скидку, ограничение размера скидки до 10% и полный запрет на вмешательство в цены. Все сценарии сопровождаются небольшим ростом цен в онлайн, однако они также обеспечивают положительный эффект на экономику за счёт естественного стимулирования делового климата продавцов — ожидаемый рост выручки бизнеса оценивается на уровне от +1 до +3%. Это обусловлено уменьшением давления со стороны маркетплейсов и формированием более стабильного ценообразования, в частности для трети продавцов, которые сталкиваются с принудительными скидками. Кроме того, ограничение влияния маркетплейсов на цену стимулирует развитие продавцов на маркетплейсе. Соответственно, выявлен потенциал к ускорению роста самого рынка маркетплейса — на 0,9–1,7 трлн рублей за
Наиболее поддерживаемой и эффективной мерой является запрет маркетплейсу вмешиваться в цену товара продавца. На втором месте — необходимость согласий продавцов на скидки. На третьем месте — ограничение размера скидок 10%.
В качестве рекомендаций предлагается обязать маркетплейсы визуально разграничивать скидки, предоставляемые продавцами и маркетплейсом, ввести обязательное предварительное уведомление продавцов и получение их согласия на применение скидок. Если эти меры окажутся неэффективными, регулятор может ввести более строгую норму — ограничение размера скидок в 10% от цены товара.
РБК: «Как скидки на маркетплейсах могут повлиять на настроение продавцов»