Среда, 24.01.2018, 11:30
Одной из тем для обсуждения на IX Гайдаровском Форуме стала проблема поиска драйверов роста российской экономики во внешней торговли, которой была посвящена экспертная дискуссия «Экономическое взаимодействие с торговыми партнерами как источник роста российской экономики» под председательством зав. лабораторией международной торговли Института Гайдара Александра Кнобеля.
На сегодня увеличение темпов экономического роста может быть достигнуто, в частности, за счет повышения эффективности взаимодействия с международными партнерами. Необходимость увеличения несырьевого экспорта, активизации интеграционных процессов внутри ЕАЭС и со странами дальнего зарубежья, упрощения процедур ведения торговли в условиях текущей мировой интеграционной турбулентности требует формирования структурированной стратегии развития российской внешнеэкономической деятельности.
Участники дискуссии постарались ответить на вопросы: каковы наиболее перспективные на сегодня направления развития и продвижения экспорта; является ли текущая заморозка мегарегиональных инициатив интеграционной паузой или новой нормой; нужно ли перезапускать евразийский интеграционный проект; существуют ли способы развития экспортного потенциала ЕАЭС как интеграционного объединения; какие торговые соглашения сейчас нужны российской экономике; насколько сильно санкции и контрсанкции влияют на российскую экономику; в чем интерес бизнеса в вопросах интеграционной политики; какова роль международных стандартов в развитии внешнего сектора.
С докладами выступили: Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы; Сергей Афонцев, руководитель отдела экономической теории Института международной экономики и международных отношений РАН; Ульф Шнайдер, генеральный директор SCHNEIDER GROUP; Андрей Липин, заместитель директора Департамента денежно-кредитной политики ЦБ РФ; Анастасия Степанова, координатор научно-исследовательского проекта «Вызовы и возможности более широкого европейского и евразийского экономического пространства» IIASA, Австрия; Владимир Перебоев, руководитель направления Центра интеграционных исследований Евразийского банка развития; Наталья Волчкова, профессор Российской экономической школы; Маттиас Шепп, председатель Правления Российско-Германской внешнеторговой палаты.
Ульф Шнайдер в своем выступлении сравнивал интеграцию в ЕС и ЕАЭС и выделял аспекты возможного взаимодействия, отмечая что в ЕС есть преимущества в технологиях и промышленности, а в ЕАЭС в природных ресурсах и информационных технологиях.
Большая часть выступления была посвящена разработке единого экономического пространства от Лиссабона до Владивостока. При этом Ульф Шнайдер подчеркнул, что на настоящем этапе маловероятна отмена всех таможенных пошлин, вследствие чего он предложил фокусироваться на трех основных темах: упрощении таможенных процедур, гармонизации технических норм (в первую очередь стандартов и процедур получения сертификатов) и безвизового режима.
В своем выступлении Андрей Липин акцентировал внимание на перспективах и рисках интернационализации рубля – выхода национальной валюты на международный рынок. Он отметил, что доля РФ в международной торговле составляет менее 1%. Доля рубля в торговле с ЕАЭС – 10%. Во взаимной торговле с ЕАЭС доля рубля – более 70% (в основном двусторонняя торговля с РФ). Эффект включения РФ на валютный рынок других стран ЕАЭС может быть значительным, поскольку в этом случае рубль может выполнять все функции региональной валюты, через контрактование экспорта и импорта в рублях.
Сергей Афонцев рассказал о результатах исследования по оценке эффектов глобальных интеграционных процессов и инициатив на мировой экономический рост, проводившегося в ИМЭМО. По его словам два фактора, влияющих на мировую торговую интеграцию:
Эксперт отметил возможности для России в несырьевом экспорте: ускорение интеграции с ЕС к 2025 г. и зоны свободной торговли со странами азиатско-тихоокеанского региона должны привести к увеличению темпов роста ВВП на 0,2–0,25% на долгосрочную перспективу.
Наталья Волчкова отметила важность развития несырьевого экспорта о как с точки зрения повышения стабильности потребления во времени, так и с точки зрения роста производительности из-за перераспределения ресурсов в пользу более эффективных отраслей и предприятий. Она отметила, что у российского несырьевого экспорта есть существенный потенциал роста за счет расширения географии и ассортимента крупных и средних нынешних экспортеров. Для экспортеров и производителей в целом доступ к импортным комплектующим очень важен и торговая политика должна принимать это во внимание.
Интеграционная стратегия ЕАЭС и России должна быть направлена на сближение со странами с большими рынками сбыта и странами с низкими издержками производства высокотехнологичных товаров. Для России важность проекта ЕАЭС заключается не столько в прямых эффектах от увеличения взаимодействия с партнерами по ЕАЭС, сколько в косвенных эффектах, связанных с обучением выстраиванию интеграционных процессов.
В свою очередь, Владимир Перебоев подчеркнул, что интеграции только в торговой сфере для ЕАЭС недостаточно. Государствам необходимо разрабатывать стратегические меры по развитию на уровне наднациональных органов в сфере бизнеса, инвестиций, инфраструктурного развития, внешнеторговой политики. Перспективными направлениями сотрудничества ЕАЭС с третьими странами являются: 1) наращивание внешнеэкономических связей; 2) промышленная кооперация; 3) приграничное сотрудничество.
Приоритетом внешнеэкономической политики должно служить формирование сети зон свободной торговли и формирование мегарегиональных соглашений (в ближайшей перспективе с Китаем, АСЕАН, ШОС, далее с ЕС). В ближайшие годы предстоит расширить инструментарий самого внешнеэкономического сотрудничества ЕАЭС: меры поддержки несырьевого экспорта и меры поддержки инвесторов.
В этой связи ЕБР мог бы выступить многосторонним финансовым институтом, «якорным кредитором» для поддержки совместных проектов стран. Решение задачи продвижения несырьевого экспорта невозможно в отрыве от промышленного сотрудничества стран ЕАЭС с третьими странами. Необходимо создание новых производственных цепочек, секторов промышленности, совместное освоение новых инновационных видов экспортоориентированной продукции.
Кроме того, важным является формирование связки единой торговой политики в рамках ЕАЭС, промышленной кооперации и координации научно-технологической политики. В тех продвинутых секторах с потенциалом целесообразно создание холдингов или совместных предприятий транснациональных компаний (космическая отрасль, металлургия, химическая промышленность, производство удобрений, энергетическое машиностроение, тяжелое автомобилестроение, вертолетостроение, авиастроение, АПК, зерновая отрасль).
Как раз создание транснациональных компаний могло бы стать инструментом, в том числе, по восстановлению разорванных технологических цепочек. Этому может способствовать приграничное сотрудничество, например, формирование международных функциональных регионов вдоль границ сопредельных государств. Нужно разработать стратегию совместного развития приграничных областей, в которой бы определялись перспективные направления сотрудничества, и оказывалась поддержка проектов (льготное финансирование, формирование свободных экономических зон). Требованием к таким проектам должно быть наращивание торгово-производственных связей с целью повышения экспортного потенциала и его диверсификация как по товарному составу, так и по географическому охвату.
В основу доклада Анастасии Степановой были положены результаты проекта «Вызовы и возможности более широкого европейского и евразийского экономического пространства» Международного Института Прикладного Экономического Анализа. В качестве основного результата проекта было представлено создание единой площадки для обсуждения вопросов интеграции как для исследователей из многих стран, так и для представителей международных организаций.
В рамках данного проекта также были проведены исследования по широкому диапазону направлений, и отдельно были выделены такие важные темы, как прямые иностранные инвестиции, нетарифные барьеры и транспортная инфраструктура. Отдельно было отмечено значительный интерес к возможностям экономической интеграции между Европейским Союзом и Евразийским Экономическим Союзом, как среди официальных лиц, так и среди представителей бизнеса. Были также обозначено, что, несмотря на завершение первого этапа проекта, планируется дальнейшее расширение сформированного экспертного сообщества в рамках реализации второго этапа реализации проекта.
Презентации к выступлениям: