Вестник ИЭПП № 19 2007 г.
Дата публикации
Пятница, 01.06.2007
Авторы
Пресс-служба ИЭПП
Серия
Вестник ИЭПП
«Минувший год не отмечен яркими событиями в экономике или политике. Власть продолжала курс, намеченный в предыдущие годы. Не было и каких-то особых внешних вызовов, которые оказывали бы существенное влияние на экономическую жизнь страны и требовали специального реагирования». |
СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ФОН |
Россия в 2006 г. по темпам экономического роста по-прежнему существенно опережала наиболее развитых стран мира, однако несколько отставала от большинства стран постсоветского пространства. Правительство РФ продолжало проводить осторожную финансовую политику. Несмотря на то, что бюджетная политика несколько ослабла, пока нет оснований говорить об отказе в этой сфере от консерватизма. Средства Стабилизационного фонда и золотовалютные резервы продолжали расти. 2006 г. стал первым годом реализации национальных проектов. К четырем изначально предложенным проектам (здравоохранение, образование, сельское хозяйство и жилье) добавилось преодоление демографического кризиса.
В завершившемся году началась разработка десятилетней социально-экономической стратегии страны. Был подготовлен Сводный доклад о результатах и основных направлениях деятельности, содержащий трехлетние ориентиры деятельности Правительства. Впервые в отечественной экономической истории осуществлен переход к трехлетнему бюджетному планированию. Субъекты Федерации приступили к разработке долгосрочных (на 10–15 лет) стратегий и среднесрочных (на 3–5 лет) программ своего социально-экономического развития.
В течение 2006 г. менялось внешнее позиционирование России: с одной стороны, продолжался процесс вхождения России в структуры современного мира, с другой – наглядно проявилось ухудшение отношений России с развитыми рыночными демократиями.
В числе ведущих в экономико-политических дискуссиях 2006 г. оставались вопросы экономического роста, но сами дискуссии стали менее политизированными.
В прошлом году Президент России В.В. Путин включился в полемику о Стабилизационном фонде. Он не наложил прямолинейного запрета на расходование средств фонда, однако выдвинутые им предложения предполагают, с одной стороны, в 2007 г. и в среднесрочной перспективе отказ от использования средств Стабфонда, а с другой – четкое разделение между средствами, которые резервируются в Стабилизационном фонде для минимизации отрицательных последствий падения цен на нефть (резервная часть), и ресурсами сверх этого объема («фонд будущих поколений»).
Административная реформа как способ повышения качества государственного управления, в т.ч. таких его компонентов как прозрачность, подотчетность и участие граждан в выработке решений, в истекшем году не была отмечена значимыми продвижениями на этих направлениях. Политические процессы демонстрировали устойчивость, законопроекты принимались легко и быстро.
Отличительной особенностью 2007 г. является его предвыборный характер. Для ограничения влияния предвыборной компании на бюджетный процесс В. Путин предложил правительству и Федеральному Собранию принять закон о бюджете на 2008 г. уже в первом полугодии 2007 г.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И БЮДЖЕТНАЯ СФЕРЫ |
Основным событием в денежно-кредитной сфере России в 2006 г. стало снижение инфляции: впервые в истории РФ ИПЦ по итогам года не превысил 10%. Основной причиной инфляции в прошлом году стал быстрый рост цен на услуги населению, строительные материалы, автомобильный бензин и ряд продовольственных товаров. В 2007 г. ЦБ РФ планирует снизить инфляцию до 8%. Согласно сценарному прогнозу ИЭПП, ИПЦ составит 8–8,5%.
В 2006 г. наблюдался существенный рост золотовалютных резервов РФ. Основным фактором роста стали рекордные цены на ключевые товары российского экспорта – прежде всего на нефть. Сокращение резервов в августе было обусловлено досрочной выплатой внешнего государственного долга Парижскому клубу кредиторов в размере более 23 млрд долл. К концу года объем золотовалютных резервов достиг рекордного для всей истории РФ объема – 303,7 млрд долл. (+66,7% за год).
Совокупные доходы федерального бюджета РФ в 2006 г. составили 23,6% ВВП (снижение по сравнению в 2005 г. – 0,1 п.п.). Доходы консолидированного бюджета РФ достигли 35,5% ВВП, что на 0,3 п.п. выше показателя 2005 г. Одновременно расходы федерального бюджета продемонстрировали некоторое снижение по отношению к 2005 г. (16,1% против 16,3% ВВП), а консолидированного бюджета выросли на 0,3 п.п. (27,8% против 27,5% ВВП в 2005 г.). Структура расходов бюджетной системы РФ в 2006 г. не претерпела значительных изменений.
Закон о федеральном бюджете на 2007 г. можно, по мнению экспертов ИЭПП, охарактеризовать как достаточно консервативный, поскольку каких-либо существенных изменений в структуре его доходной и расходной частей не предполагается. Однако стабилизация ситуации на мировых сырьевых рынках вместе с новациями в налоговой и бюджетной сфере могут повысить риски снижения конъюнктурной доли доходов и недополучения части налоговых доходов бюджета.
2006 г. не был отмечен кардинальными изменениями в системе межбюджетных отношений. Структура налоговых доходов и налоговых полномочий различных уровней власти в целом осталась аналогичной предыдущему году. На федеральном уровне продолжали действовать устоявшиеся в течение последних нескольких лет каналы финансовой поддержки региональных бюджетов. Финансовое состояние субнациональных бюджетов можно охарактеризовать как стабильно устойчивое.
В то же время проведенный экспертами ИЭПП анализ основных тенденций развития отношений между бюджетами различного уровня подтверждает вывод о том, что процесс реформирования межбюджетных отношений, начатый в 1997–1998 гг., явно замедляется.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2006 г. № 580 были внесены существенные изменения в методику распределения дотаций Фонда финансовой поддержки регионов. Специалисты ИЭПП отмечают неоднозначность внесенных с 2007 г. в методику изменений. Так, большая часть нововведений направлена на создание стимулов к увеличению эффективности управления региональными финансами с параллельной компенсацией возможных потерь из-за изменений в методике. При этом дотации из второй части Фонда нарушают «принцип монотонности» их распределения, т.е. субъект РФ, имевший большую бюджетную обеспеченность до выравнивания, после выравнивания не сохраняет свой ранг. Объем ФФПР в реальном выражении вырос в 2007 г. на 6,1% по сравнению с 2006 г., однако 26 регионов получат из Фонда меньшую реальную сумму дотаций, чем в прошедшем году.
Объем государственного внутреннего долга РФ в ценных бумагах в 2006 г. вырос примерно на 20,8% – с 851,15 до 1028,04 млрд руб. (в долях ВВП произошло незначительное снижение долга – с 3,94 до 3,86%).
Российский фондовый рынок в 2006 г. продемонстрировал значительный рост – фондовый индекс РТС вырос за год на 731,58 пункта, или почти на 61,5% – до 1921,92 пункта.
Подавляющая часть накоплений в системе обязательного пенсионного страхования сосредоточена в государственной управляющей компании, функции которой выполняет Внешэкономбанк. К концу 2006 г. стоимость пенсионных накоплений, инвестированных Внешэкономбанком, превысила 267 млрд руб., увеличившись за год на 90,8 млрд руб., или на 51%.
Осенью 2006 г. Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) опубликовала отчетность об инвестировании пенсионных накоплений за 2005 г., что впервые позволило составить представление о направлениях инвестирования пенсионных накоплений не только государственной, но и частных управляющих компаний.
Проведенный анализ данных, опубликованных ФСФР и ПФР, привел экспертов ИЭПП к выводу о необходимости срочной диверсификации инструментов и либерализации порядка инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу застрахованных лиц, не сделавших инвестиционный выбор.
В процессе реализации муниципальной реформы 2006 г. занимает особое место, поскольку именно в этом году должно было произойти полномасштабное внедрение Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на всей территории страны.
Принятые в 2005 г. поправки в Закон № 131-ФЗ позволили регионам самостоятельно определять объем исполняемых полномочий и доходные источники применительно к вновь созданным поселениям. При этом различные субъекты Федерации по-разному решили этот вопрос: часть декларировала полное внедрение муниципальной реформы в 2006 г., другие же воспользовались правом, предоставленным принятыми поправками в законодательство, и выбрали эволюционный вариант реализации реформы.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ |
Макроструктура производства. Отличительной особенностью 2006 г. явилось ускорение темпов экономического роста при позитивном воздействии факторов внешнеэкономической конъюнктуры и внутренней социально-политической стабильности. При увеличении ВВП за год на 6,7% фактическое конечное потребление домашних хозяйств выросло на 10,7% и инвестиций в основной капитал – на 13,5%.
Фактором устойчивого экономического развития в последние годы являлось одновременное расширение внешнего и внутреннего рынков. Динамику внешнего спроса определяла благоприятная ситуация на мировых топливно-сырьевых рынках, расширение внутреннего рынка – повышение деловой активности отечественного бизнеса и рост платежеспособного спроса населения.
В целом, как отмечают специалисты ИЭПП, развитие российской экономики в прошлом году осуществлялось под воздействием следующих факторов: повышение влияния внутреннего спроса (вклад внутреннего спроса в прирост ВВП составил почти 78%); опережающий рост обрабатывающих производств по сравнению с добывающими; опережающий рост инвестиций в основной капитал относительно динамики ВВП и конечного спроса; ускорение импорта товаров конечного спроса относительно внутреннего производства; интенсивный рост сектора услуг; опережающий рост заработной платы по сравнению с производительностью труда; сохранение высокого потребительского спроса и склонности населения к сбережению; ускорение темпов роста цен на промышленную продукцию и тарифов на услуги.
Сравнительный анализ динамики российской экономики по основным видам деятельности, проведенный экспертами ИЭПП, выявил, что наиболее существенное влияние на характер и структуру развития оказывало соотношение темпов роста промышленности, строительства и торговли.
Инвестиции в реальный сектор экономики. За период 2000–2006 гг. инвестиции в основной капитал увеличились в 2,16 раза при росте ВВП в 1,68 раза. В 2006 г. объем инвестиций в основной капитал увеличился на 13,5% (10,7% в 2005 г.). При этом доля валового национального сбережения в ВВП в 2003–2006 гг. в среднем составляла 33,1%, инвестиций в основной капитал – 16,6%.
С ростом доходов экономики вновь стала повышаться доля бюджетных средств в источниках финансирования инвестиций в основной капитал. В 2006 г. за счет бюджетных средств профинансировано 700,1 млрд руб. инвестиций в основной капитал (в 2005 г. – 540,1 млрд руб.), в том числе за счет федерального бюджета – 242,1 млрд руб. (36,2 млрд руб.).
Принципиально новым моментом экономического роста в период 2003–2006 гг. стал сдвиг от финансирования инвестиций в основной капитал за счет собственных средств предприятий и организаций к расширению участия привлеченных средств. По итогам 2006 г., на долю привлеченных средств приходилось 55,7% от общего объема инвестиций в основной капитал.
В 2006 г. в российскую экономику поступило 55,1 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 2,5 млрд долл. больше, чем в предыдущем году.
Особенностью 2006 г. явилось почти 7-кратное увеличение портфельных инвестиций (с 433 млн долл. в 2005 г. до 3183 млн долл.) при незначительном росте прямых инвестиций (4,6% против 38,8% в 2005 г.) и отрицательной – впервые за последние 10 лет – динамике прочих инвестиций. Росту портфельных инвестиций способствовало повышение активности иностранных инвесторов на фондовом рынке – инвестиции в акции и паи за 2006 г. увеличились в 8,8 раза и составили 2,9 млрд долл.
По состоянию на конец 2006 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 142,9 млрд долл. и на 27,8% превысил показатель предыдущего года. При этом на долю прямых инвестиций приходилось 47,5% (44,5% в 2005 г.), портфельных – 3,4% и на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.), – 49,1%.
На фоне ускорения темпов экономического роста российская экономика становится все более привлекательной для иностранных инвесторов. Повышению инвестиционной активности российской экономики будет способствовать не только присвоение России высоких кредитных рейтингов ведущими мировыми агентствами, но и усилия правительства по улучшению инвестиционного климата в стране, подчеркивается в обзоре ИЭПП.
Внешнеэкономическая деятельность. Российский внешнеторговый оборот в 2006 г. составил 468,4 млрд долл., превысив показатель 2005 г. на 27%. Этому во многом способствовали благоприятная мировая конъюнктура, в основном на рынке энергоносителей, а также заметный рост импорта в связи с повышением внутреннего спроса. При этом товарооборот со странами, не входящими в СНГ, достиг 399,7 млрд долл., что выше аналогичного показателя 2005 г. на 27,5%, а со странами СНГ – увеличился на 24% и достиг 68,7 млрд долл.
Российский экспорт в 2006 г. достиг рекордного за последних 17 лет уровня – 304,5 млрд долл., что на 25% выше показателя 2005 г., импорт – максимального за последние 15 лет уровня –163,9 млрд долл., что на 30,8% больше, чем в 2005 г. В мае 2006 г. наметилась тенденция опережения темпов роста импорта в Россию над темпами роста российского экспорта.
В географической структуре крупнейшим экономическим партнером России остается Европейский союз, его доля в российском товарообороте в 2006 г. составила 52,7% (в 2005 г. – 52%). Удельный вес стран СНГ продолжает сокращаться – с 15,2% российской внешней торговли в 2005 г. до 14,7% в 2006 г. Доля стран ЕврАзЭС осталась примерно на том же уровне – 7,7% (7,8% в 2005 г.); стран АТЭС – увеличилась до 17,1% (16,2% в 2005 г.).
В области тарифного регулирования рассматривались вопросы корректировки вывозных и ввозных таможенных пошлин на ряд товаров.
В июле 2006 г. принят Федеральный закон № 145-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации “О таможенном тарифе”», призванный синхронизировать сроки вступления в силу решений о корректировке ставок вывозных пошлин как на нефть сырую, так и на нефтепродукты. Правительством РФ было принято 44 постановления по изменению товарной номенклатуры и ставок таможенных пошлин.
Продолжался переговорный процесс об условиях присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. В ноябре 2006 г. представители России и США подписали протокол о вступлении России в ВТО, который, как и другие аналогичные соглашения, подписанные Россией в контексте присоединения к ВТО, определяет условия доступа на российский рынок товаров и услуг. На сегодня Грузия остается единственной страной, с которой Россия еще не завершила двусторонние переговоры по ВТО. Кроме Грузии, России еще предстоит подписать соглашение с Гватемалой, с которой все вопросы по завершению двусторонних переговоров уже согласованы.
Основные тенденции в развитии агропродовольственного комплекса. После нескольких лет быстрого восстановительного роста (после 1998 г.) сельское хозяйство демонстрирует замедление темпов. Рост в секторе происходит в основном за счет растениеводства – +7,5% в 2004 г., +3,7% в 2005 г. и +1,3 в 2006 г. В животноводстве производство в 2005–2006 гг. незначительно выросло после сокращения в 2004 г.
Бюджетная поддержка АПК фактически переориентирована на региональный уровень (в результате доля федерального бюджета в консолидированных бюджетных расходах на сельское хозяйство сократилась до рекордно низкого уровня – лишь 23%), а те меры, которые осуществляются на федеральном уровне, в большинстве своем неэффективны.
2006 г. стал первым годом реализации Национального проекта «Развитие АПК». Первоначально проект был рассчитан на 2 года, но уже принято решение продолжать его и в 2008–2009 гг. Финансирование проекта за 2006–2007 гг. должно составить почти 35 млрд руб., или 20% всех федеральных расходов на аграрный сектор. Планируемые расходы в 2008–2009 гг. – еще почти 48 млрд руб.
После четырех лет обсуждения 29 декабря 2006 г. был принят Закон «О развитии сельского хозяйства». Новый закон вводит понятие Государственной программы, в которой формулируются приоритетные цели развития АПК на среднесрочную (на 5 лет) перспективу.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА |
Финансы населения и потребительский рынок. В 2006 г. рост реальных денежных доходов населения, начавшийся в послекризисный 2000 г., продолжился и составил 10%. В целом за 2006 г. среднедушевые доходы населения повысились до 9911 руб. в месяц.
За счет ряда социальных выплат выравнивающего характера несколько сократилась межрегиональная дифференциация доходов. Так, среднедушевые доходы по г. Москве в сентябре 2006 г. были в 3,5–6,4 раза выше, чем в областях Центрального федерального округа, а годом раньше этот разрыв составлял 4–6,8 раза. Внутрирегиональная дифференциация доходов остается наиболее высокой в г. Москве – разрыв между доходами 20% наиболее и 20% наименее обеспеченного населения превышает 20 раз, соответствующее соотношение растет и в других областях Центрального федерального округа, но не превышает 6–7 раз.
Реальная заработная плата в 2006 г. выросла по сравнению с 2005 г. на 13,5%, при этом темпы ее роста на 3,5 п.п. опережали темпы роста реальных доходов населения. Межрегиональная дифференциация заработной платы была несколько ниже, чем дифференциация доходов, – разрыв между регионом–лидером (Чукотский АО) и регионом–аутсайдером (Дагестан) составил 5 раз.
Рост розничного товарооборота (в товарной массе) оставался в 2005–2006 гг. стабильно высоким – на уровне 12–13% в среднем за год. В рамках группы «продовольственные товары» за последние годы заметно сократилась доля алкогольных напитков, «непродовольственные товары» – выросли продажи автомобилей.
Рынок труда. В 1999–2006 гг. на рынке труда складывалась в целом благоприятная обстановка: повысился уровень занятости, выросла реальная заработная плата. Вместе с тем, согласно оценкам, сделанным Росстатом, начиная с 2007 г. прогнозируется устойчивое снижение численности населения трудоспособного возраста, а с 2008 г. – уменьшение доли трудоспособного населения. Соответственно, следует ожидать снижения абсолютной численности экономически активного населения.
Развитие российской экономики в послекризисные годы стимулировало восстановление занятости (по различным оценкам, было создано от 3 до 5 млн дополнительных рабочих мест), но показатели создания рабочих мест были относительно низкими – прирост среднегодовой численности занятых составил в 2004 г. 1,5 п.п., в 2005 г. – 0,8 п.п. и в 2006 г. – 0,6 п.п.
На протяжении периода экономического роста безработица в России как в абсолютном, так и в относительном отношении сокращалась: ее уровень снизился с 9,8% экономически активного населения в 2000 г. до чуть более 7% в 2005 г. и 2006 г. Однако показатели застойной безработицы (при которой люди находятся в поиске работы более одного года) продолжали оставаться значительными.
Проведя исследование российского рынка труда, эксперты ИЭПП пришли к выводу, что ему в той или иной степени присущи многие проблемы рынков труда развитых стран: при снижающейся перспективной численности трудовых ресурсов в экономике и структурных диспропорциях в спросе и предложении рабочей силы сохраняется актуальность задачи повышения скорости создания рабочих мест с достойными условиями труда и достойной оплатой.
Миграционные процессы. В 2006 г. впервые демографической проблеме как «самой острой проблеме современной России» в ежегодном Послании Президента Федеральному Собранию было уделено весьма серьезное внимание. Причины такого внимания – долговременное и ежегодное снижение общей численности населения страны, его старение. Согласно официальному прогнозу Росстата России, с 2007 г. по 2020 г. численность трудоспособного населения снизится с 90,1 млн до 76,6 млн чел. В условиях стремительного сокращения численности трудоспособного населения с 2007 г. (более 1 млн чел. в год) возникнет общий дефицит предложения рабочих рук, особенно низкоквалифицированных. Для решения демографической проблемы было предложено сосредоточить внимание государства на снижении смертности, эффективной миграционной политике и повышении рождаемости.
В 2006 г. российское законодательство в области миграции пополнилось несколькими новыми документами, большая часть которых касается легализации деятельности трудовых мигрантов и борьбы с нелегальной миграцией. Исследовательские оценки численности иностранных работников, трудящихся в России в течение года (около 4,9 млн чел.), показывают, что установленный размер квоты на 2007 г. в 6 млн работников (т.е. около 9% среднегодовой численности занятых в экономике России) не должен внести серьезных ограничений в привлечение иностранных работников.
Численность незаконных мигрантов в России считается высокой и крайне сложной для количественных измерений. Оценки, озвученные в 2006 г., колеблются от 3 до 5 и даже 10,2 млн человек.
Главным же итогом прошедшего года в сфере миграции, подчеркивают специалисты ИЭПП, следует считать не реально произошедшие изменения в масштабах и структуре миграционных потоков, а активный процесс миграционного законотворчества.
Отрасли социально-культурной сферы. Направления развития российской системы образования в 2006 г. определялись преимущественно следующими факторами: демографической ситуацией; ростом бюджетного финансирования; внедрением в общем образовании нормативного подушевого принципа финансирования; развертыванием приоритетного национального проекта «Образование»; внедрением Единого государственного экзамена.
Начиная с 2000 г. росли расходы на образование как из государственных, так и из частных источников. В 2000 г. из федерального бюджета на нужды образования было выделено 38,1 млрд руб., или 0,5% ВВП, в 2006 г. эта сумма составила уже 201,6 млрд (0,8% ВВП), а в 2007 г. – 278 млрд руб., или 0,9% ВВП. При этом темпы роста объема платных услуг обгоняют темпы роста бюджетных расходов на образование: если в 2000 г. объем платных услуг системы образования был равен 41,5 млрд руб. и соответствовал 0,6% ВВП, то в 2006 г., по оценке, он уже увеличился до 183,8 млрд руб., или 0,75% ВВП.
С 2003 г. плата за обучение в государственных вузах стала выше, чем в негосударственных вузах. С 2005 г. бюджетные расходы на образовательную деятельность в расчете на 1 студента практически сравниваются со средней платой за обучение в государственных вузах. В 2007 г. плата за обучение в государственных вузах превысит в среднем 54,5 тыс. руб. в год, что может серьезно изменить ситуацию в высшем образовании.
Для российской системы образования 2006 г. следует охарактеризовать как период активной деятельности по реализации приоритетного национального проекта «Образование». Проект стал катализатором деятельности государственных структур по решению наиболее острых проблем развития образования, выделению дополнительных финансовых ресурсов. Однако остается открытым вопрос о том, насколько направления и конкретные мероприятия проекта создают систему, позволяющую поднять российское образование на качественно новый уровень, а не решают в оперативном порядке отдельные давно назревшие задачи, вполне вписывающиеся в традиционные формы управления, например, в федеральную программу развития образования.
По итогам 2006 г. выпускные школьные экзамены по системе ЕГЭ прошли в 79 регионах страны, их сдавали более 830 тыс. выпускников (72% общего количества), что на 10% больше, чем в 2005 г. Отношение ко всеобщему обязательному переходу на систему ЕГЭ в обществе неоднозначно. Наиболее спорными на данном этапе введения ЕГЭ являются 3 вопроса: набор обязательных предметов для сдачи ЕГЭ; критерии отбора вузов, для поступления в которые необходимо будет пройти дополнительное испытание; вопрос о расширении круга олимпиад, победа в которых дает право на поступление в высшие учебные заведения.
В 2006 г. объем государственного финансирования здравоохранения (бюджетные ассигнования и средства социального налога, направляемые на обязательное медицинское страхование работающих) в реальном выражении увеличился на 18%. Важнейшим приоритетом политики в этой сфере в прошедшем году стала реализация национального проекта, который был задуман как вброс дополнительных средств в здравоохранение в качестве альтернативы назревшей реформе. Но результативность проекта изначально ограничивается тем, что средства на его реализацию, предусмотренные в федеральном бюджете и бюджетах Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Фонда социального страхования РФ в 2006 г. (97,3 млрд руб.), составили примерно лишь 10% совокупных расходов государства на здравоохранение. Как полагают специалисты ИЭПП, проект, построенный по схеме вброса денег в проблемные зоны без институциональных изменений, сопряжен с риском не получить ожидаемых результатов.
Состояние науки и инновационной деятельности. Всего в 2006 г. было принято около 25 указов президента, постановлений и распоряжений правительства, касающихся вопросов регулирования в области науки и инновационной сферы, однако практические меры по реструктуризации государственного сектора науки и создания новых организационных форм осуществлялись в очень скромных масштабах. Расходы федерального бюджета на гражданскую науку увеличились на 17,9% по сравнению с 2005 г. и достигли 71,7 млрд руб.
В прошедшем году закончилась реализация Федеральной целевой научно-технической программы (ФЦНТП) «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники на 2002–2006 годы». Анализ ее результатов позволил скорректировать некоторые условия и подходы, которые нашли отражение в аналогичной ФЦНТП на 2007–2012 гг.
Особым приоритетом в 2006 г. стала разработка программы по развитию нанотехнологий. Главной проблемой в этой сфере было признано критическое устаревание научного и специального оборудования, поэтому в бюджете на 2007 г. предусмотрен значительный прирост расходов на развитие исследовательской и технологической инфраструктуры для наноиндустрии.
В декабре были приняты поправки к Федеральному закону «О науке и государственной научно-технической политике», которые вносят изменения в принципы функционирования академий наук, имеющих государственный статус. Теперь академии наук стали государственными некоммерческими организациями.
Идея формирования сети инновационных вузов получила в 2006 г. практическое воплощение. В конкурсе инновационных программ вузам была предоставлена возможность заявить о своих самых новаторских идеях и разработках, которые впоследствии могут быть распространены более широко в системе высшего образования. Для реализации своих замыслов вузы могли запрашивать от 400 млн до 1 млрд руб., но должны были при этом гарантировать наличие внебюджетных средств для выполнения проекта в размере не менее 20% бюджетных ассигнований. По итогам конкурса бюджетное финансирование на реализацию своих инновационных проектов получили 17 вузов.
В прошедшем году получила развитие и концепция формирования в стране «федеральных» университетов. Председатель правительства РФ подписал распоряжения о создании двух федеральных университетов – Сибирского и Южного, которые, помимо достижения высокого качества образования, должны также стать центрами инновационной деятельности.
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ |
Среди формальных определений, наиболее емко характеризующих прошедший 2006 г., можно указать в первую очередь «предсказуемость», «стабильность», «доминирование тенденций прошлых лет». Вместе с тем институциональные тенденции, характерные для нескольких последних лет, оставляют, по мнению авторов доклада, весьма двойственное впечатление. Более того, к началу 2007 г. можно говорить о нескольких неявных противоречиях или, точнее сказать, подменах понятий институционального развития, которые имеют принципиальное значение в долгосрочном периоде.
Трансформация государственного сектора и политика в сфере имущественных отношений. Сегодняшняя ситуация в сфере отношений собственности в российской экономике характеризуется сосуществованием двух тенденций: при внешнем сжатии размеров государственного сектора, выражающемся в сокращении количества унитарных предприятий и хозяйственных обществ с долей государства в капитале, происходит его рост вширь и вглубь за счет увеличения масштабов хозяйственной деятельности, в том числе через разветвленную сеть дочерних и зависимых компаний. Все это не может не затруднять достоверную оценку общих масштабов государственного сектора, его удельного веса в отдельных отраслях и ВВП в целом.
С большой вероятностью можно говорить о продолжении вышеуказанных тенденций и в наступившем 2007 г. При этом нельзя исключать определенных корректировок, вызванных падением цен на нефть и началом нового политико-делового цикла.
Проблемы выкупа и аренды земельных участков предприятий. Результатом более чем 10-летнего срока приватизации земельных участков предприятий стала передача в частную собственность только 5% земли. Такая ситуация в микроэкономическом аспекте создает реальную угрозу лишения собственников предприятий их имущест