Наталья Шагайда о создании концепции национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса

Наталья Шагайда, д.э.н., заведующая лабораторией аграрной политики Института Гайдара, в эфире радио «Sputnik» прокомментировала концепцию по созданию национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке, которую готовит Минсельхоз.

Минсельхоз РФ хочет разработать концепцию национального дистрибьютора продукции агропромышленного комплекса, чтобы объединить товары от нескольких производителей, и оптимизировать логистику. Кроме того, таким образом появится возможность увеличить экспорт и выйти на новые рынки. Концепция затрагивает страны Азии, Ближнего Востока и Африки.

Наталья Шагайда поддержала эту идею и отметила, что российскому производителю необходим механизм продвижения во внешний рынок. Особенно производителям, изготавливающим небольшое количество товаров, у которых отсутствует возможность самостоятельной реализации за рубеж.

«Есть такие товары, которые изготавливаются субъектами малого предпринимательства, но не требующие никакой концепции для реализации. Например, зерно. Оно производится процентов на 35 фермерскими хозяйствами и сельхозорганизациями, относящимися к субъектам МСП. Однако зерно – оно однородное, поэтому крупные экспортеры, консолидирующие это зерно, обходятся без концепции. А есть производители мелких товаров таких, которые сами по себе маленькие и разные. И сдвинуть их на внешние рынки очень сложно. Производителям сложно преодолеть возникающие препятствия, например, узнать в какой стране какой рынок и какие требования», – сказала Наталья Шагайда.

Эксперт отметила, разработано много мер для продвижения МСП, но успех их не очень большой, в частности по тем товарам, которые нужно продвигать. В первую очередь, концепция должна быть направлена на маленького производителя, которому невозможно создать большую партию товаров и выйти на экспортный рынок.

«Нам нужны действительно практики: предприниматель, который, развивая свой бизнес, развивал еще и бизнесы более мелких производителей, открывая возможности выхода на внешний рынок. Вот его нужно, на мой взгляд, поддерживать. Он найдет пути, как это реализовать, но условием в поддержке государства могло быть то, что он будет включать в сферу своих интересов не только товары своего производства, но товары мелких производителей», – полагает эксперт.

В заключении Наталья Шагайда рассказала о подобном международном опыте, где крупные экспортеры продвигают продукцию своих производителей. «Они организовывают выставки, помогая производителю продемонстрировать весь спектр своих товаров. В России тоже проводятся подобные выставки. Но на мой взгляд, как человеку, который участвовал в проекте по решению конкретных задач, нужно самому пытаться пройти этот путь, понять на своем опыте, какие есть проблемы, а государство уже поможет в их решении», – резюмировала Наталья Шагайда.

Четверг, 11.08.2022