Наталья Корниенко: «Результаты исследований текущих изменений на рынке табачной продукции должны способствовать более точной настройке государственной акцизной политики»

В Бюллетене Счетной палаты Российской Федерации №11, 2021 опубликовано экспертное мнение заведующей лабораторией развития налоговой системы Института Гайдара Натальи Корниенко в связи с отчетом СПРФ о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ установления и взимания акцизов на табачную продукцию, на табак (табачные изделия), электронные системы доставки никотина, никотинсодержащие жидкости, определение влияния действующей системы взимания акцизов и других факторов на развитие табачной промышленности в Российской Федерации в период 2016–2020 годов и истекшем периоде 2021 года».

По мнению эксперта Института Гайдара, проведенное Счетной палатой экспертно-аналитическое мероприятие позволило сделать выводы о ключевых факторах влияния на рынок табачной продукции в Российской Федерации, и они в основном совпадают с выводами исследований, которые проводятся государственными и негосударственными исследовательскими институтами.

По мере сокращения табачного рынка в связи со снижением ценовой доступности продукции постепенно увеличивалась доля нелегального сектора, и начиная с 2016 г. этот процесс интенсифицировался во многом из-за роста разрыва в ставках между Россией и странами ЕАЭС с одновременным увеличением производственных мощностей в этих странах. Проблема роста ставок акцизов и затоваривания складов производителей уже успешно решена в нормативном поле. Однако рынок изменился, изменилась его структура, происходит замещение классической табачной продукции инновационными изделиями.

В текущих условиях основные тенденции на табачном рынке России должны рассматриваться с учетом его динамики в контексте снижения ценовой доступности, а также таких факторов, как влияние пандемии COVID-19, рост объемов нетабачной никотинсодержащей и иной инновационной продукции.

Экономический шок, связанный с пандемией COVID-19, оказывает на этот рынок потребления серьезное влияние, которое должно учитываться не только с позиции изменения уровня доходов бюджета, но и со стороны потребителей (снижение ценовой доступности табачной и никотинсодержащей продукции, падение доходов населения как в РФ, так и в странах ЕАЭС).

При сопоставлении динамики цен и ставок акцизов в России и странах ЕАЭС необходимо ставить вопрос о недостижимости заявленных целей гармонизации в текущих условиях. Однако в исследовании рассматривается только воздействие на рынок производителей, а сведения о снижении ценовой доступности продукции вследствие падения доходов населения РФ, усугубившегося в результате пандемии, отсутствуют. Основными предпосылками для нелегального экспорта до пандемии являлись рост цен на продукцию в результате повышения акцизов и разрыв в ставках и ценах на продукцию в РФ и других странах ЕАЭС. В текущий период падение доходов потребителей еще ниже российского уровня в странах ЕАЭС будет подталкивать «контрабандистов» к еще большим объемам поставок в РФ. Таким образом, решающими факторами роста нелегального рынка и потерь российского бюджета сегодня являются:

  • разрыв в ставках акцизов в ЕАЭС; 
  • различия в перечне товаров, которые реализуются или запрещены в РФ, в отличие от других стран ЕАЭС; 
  • снижение ценовой доступности и переход потребителей на более дешевые никотинсодержащие изделия; 
  • нежизнеспособность Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств – членов ЕАЭС.

Стоит отметить, что в таких условиях важно усиление мер контроля за производством и оборотом табачной и никотинсодержащей продукции. Совершенно необходимо поддержать инициативу о создании реестра технологического оборудования для производства табачных изделий, установить контроль за ввозом табачного сырья.

В связи с ростом маржинальности доходов нелегальных производителей на фоне падения доходов населения и снижения ценовой доступности легально произведенной табачной продукции крайне важно ввести правило о зачислении акцизов на табачную продукцию не только в федеральный бюджет, но и в региональные бюджеты, создавая таким образом базу для эффективного контроля силами субъектов за нелегальной торговлей.

С 2016 г. наряду с ростом цен на табачную продукцию наблюдается изменение предпочтений потребителей: переход на употребление нетабачной никотинсодержащей продукции как более доступной и менее вредной для потребителя и окружающих играет значительную роль в итоговом результате – поступлениях доходов бюджета от соответствующих акцизов. Важно найти государственный потенциал для проведения исследований текущих изменений ситуации на рынке табачной продукции – замещения традиционных табачных изделий на электронные системы доставки никотина, нетабачную никотинсодержащую продукцию для орального потребления. Результаты этих исследований должны способствовать более точной настройке государственной акцизной политики, – заключает Н. Корниенко.  

Четверг, 25.11.2021