Заседание Совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы

Среда, 13.07.2011, 00:00

7 июля 2011 г. научный сотрудник лаборатории проблем муниципального развития Института Гайдара Н.И. Миронова приняла участие в заседании Совета по местному самоуправлению при Председателе Государственной Думы, посвященном вопросам осуществления полномочий органами местного самоуправления по дошкольному и начальному школьному  образованию и воспитанию.



Среди обсуждавшихся на заседании Совета вопросов самыми острыми оказались три: 1) нехватка мест в детских дошкольных учреждениях (ДОУ); 2) малокомплектные школы в сельской местности; 3) низкая оплата труда педагогов. К сожалению, вне рамок обсуждения остались такие важнейшие проблемы дошкольного и школьного образования, как профессионализм и компетентность педагогов.

По данным Министерства образования России, на 1 января 2011 г. в списках детей, нуждающихся в устройстве в детские сады, числятся 1,684 млн человек. К настоящему времени, как сказал Председатель Комитета ГД по вопросам местного самоуправления В. Тимченко, таких детей около 2 млн. Причем этот показатель с 2006 г. увеличился на 1 млн человек, что вызвано как демографической ситуацией в России, так и процессом перепрофилирования ДОУ в ходе муниципальной реформы. В частности, около 5 000 дошкольных учреждений, рассчитанных более чем на 424 тыс. детей, было передано для использования по другому назначению (на заседании Совета мэр Новосибирска В. Городецкий привел пример, когда здание детского сада используется федеральным судом, не желающим передавать его в муниципальную собственность), а возвращена в последние годы лишь пятая часть из перепрофилированных. Выступающие отмечали отсутствие средств в местных бюджетах для строительства новых детских садов и капитального ремонта существующих, даже у крупных городов. Поэтому выдвигались требования разработки и принятия соответствующей Федеральной целевой программы, работающей на принципах софинасирования.

На Совете ставился вопрос о целесообразности государственно-частного партнерства, развития вариативных форм дошкольного образования, в том числе системы негосударственных детских учреждений и семейных   детских   садов. Однако получение лицензии сейчас частными ДОУ является серьезной проблемой.

В настоящее время в связи с существенным сокращением контингента обучающихся в сельской местности увеличивается количество малокомплектных школ. И хотя в законодательстве предусмотрена система мер их поддержки  в 2011 г.1 сохранится динамика закрытия малокомплектных школ. По данным Роспотребнадзора, в текущем году будет закрыта 541 малокомплектная школа. Наибольший удельный вес таких школ отмечается в Рязанской области (15,4%), Пензенской области (5,6%), Костромской области (4,9%) и Пермском крае (3,8%).

Правовое признание ряда сельских школ малокомплектными, труднодоступными, отдаленными, приграничными ведет к увеличению неэффективных расходов в сфере образования. На Совете поднимался вопрос об отсутствии в законодательстве определения «малокомплектное образовательное учреждение, расположенное в сельской местности» и критериев отнесения образовательных учреждений разных типов (дошкольного, общеобразовательного) к статусу малокомплектных. Это исключает единообразие требований к организации деятельности данного вида учреждений, ставя их в зависимость от возможностей муниципального образования, на территории которого они находятся. Поэтому среди рекомендаций Совета появилось требование ликвидировать этот законодательный пробел.

Проблемным вопросом также является организация школьных перевозок в сельской местности. У муниципальных образований собственных средств для этого недостаточно, в связи с чем, по мнению участников, требуются соответствующие федеральные и региональные программы.

На Совете отмечалось, что среднемесячная заработная плата учителей, хотя и выросла за последние годы, но все же отстает от роста среднемесячной заработной платы в экономике и составляет около 70% от нее. Такой уровень заработной платы не стимулирует деятельность работников общеобразовательных учреждений к повышению качества образования, а также не обеспечивает привлечение молодых специалистов для работы в данной сфере.

С рекомендациями Совета по местному самоуправлению при Председателе Госдумы, адресованными Государственной Думе, Правительству РФ, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, а также с другими документами прошедшего 7 июля 2011 г. заседания Совета можно познакомиться на сайте http://www.komitet4.km.duma.gov.ru/site.xp/053049048124056051049.html.



1 Статьей 41 Закона РФ «Об образовании» установлена возможность финансирования малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых образовательных учреждений по нормативам, учитывающим затраты, не зависящие от количества обучающихся. Согласно пункту 5 статьи 34 того же Закона для ликвидации сельского дошкольного или общеобразовательного учреждения установлена обязательность согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением.  Статьей 13 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» предусмотрено проведение обязательной предварительной экспертизы последствий реорганизации или ликвидации образовательного учреждения.