Заседание Экспертной группы «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика»

Четверг, 24.03.2011, 00:00

24 марта состоялось заседание Экспертной группы по подготовке предложений по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. по направлению «Реальный федерализм, местное самоуправление, межбюджетная политика». На заседании был обсужден доклад, в котором, в том числе, дана оценка нынешней ситуации в сфере федерализма и местного самоуправления.



В целом констатируется, что кризис данной системы зашел достаточно далеко. Его суть – не в чрезмерной централизации, которую можно было бы преодолеть развитием децентрализации и демократических механизмов. Среди основных факторов, обусловливающих глубокий кризис федерализма, названы следующие:
  • разрушение складывавшихся и отсутствие новых «правил игры» во власти, бизнесе, обществе в целом, что обуславливает запретительно высокие транзакционные издержки и непредсказуемость результатов любой продуктивной деятельности, в т.ч. в сфере государственного управления;
  • деградация потенциала субнациональных элит действовать в интересах развития территорий как в результате падения квалификации, так и искажения мотивации при укреплении способности реализовывать собственные личные и узкогрупповые интересы на основе тесной связки власти, привилегированной части бизнеса и силовых структур;
  • неструктурированность общества вокруг позитивных программ в условиях роста протестных (популистских, националистических) настроений и отсутствия возможностей реального выражения мнения населения в рамках существующей институциональной системы.

В этих условиях, считают авторы документа, совершенствование отдельных инструментов федеративных отношений, в т.ч. межбюджетных, само по себе вряд ли сможет существенно улучшить ситуацию.

В докладе также рассмотрены возможные сценарии с точки зрения политических механизмов федерализма, среди которых:
1)    сохранение статус-кво;
2)    дальнейшее усиление централизации в политической и экономической сфере;
3)    первоочередная активизация процессов демократизации, в т.ч. немедленный возврат к выбору губернаторов, с восстановлением автономии каждого из уровней власти, широкой децентрализацией полномочий и финансов;
4)    административная децентрализация и восстановление «правил игры» с постепенным возвратом к демократическим механизмам на всех уровнях власти;
5)    развитие общественных механизмов управления при ограниченной децентрализации и демократизации.

Большая часть участвовавших в обсуждении экспертов высказалась за более глубокую проработку двух сценариев: сценария немедленной демократизации и широкой децентрализации и сценария административной децентрализации с постепенным возвратом к демократическим механизмам на всех уровнях власти.

Представленный документ содержит результаты исследования проблем системы межбюджетных отношений в России, а также предложения по межбюджетной политике. Предложены, в том числе, меры по повышению финансовой автономии региональных и местных бюджетов, по передаче на региональный и местный уровень дополнительных доходных источников, по повышению устойчивости и прозрачности системы межбюджетных отношений.

Умеренный сценарий развития предполагает незначительную перестройку принципов налоговой системы и существенную модификацию системы межбюджетных трансфертов. Радикальный сценарий предусматривает значительную децентрализацию доходов, усиление гибкости налоговой системы и существенное повышение финансовой автономии региональных и местных властей.