Визит в Бишкек

Четверг, 07.10.2004, 03:00

В период с 3 по 7 октября 2004 г. сотрудники Института экономики переходного периода посетили Кыргызскую Республику по приглашению Вице-премьера Д. Оторбаева.

В состав делегации ИЭПП входили: Заместитель директора С. Синельников-Мурылев С., с.н.с. Е. Шкребела, н.с. П. Кадочников, н.с. С. Пономаренко.
В ходе поездки были проведены встречи со следующими специалистами:
  • А. Хойтинк, компания «Беаринг-Пойнт»;
  • Э. Доран, советник по экономическому сектору, Региональная миссия USAID в Центральной Азии;
  • Б. Кемпл, директор проекта USAID по созданию законодательных условий для развития рыночной экономики;
  • М. Меред, постоянный представитель МВФ в Кыргызской Республике;
  • М. Исмаилов, Заместитель министра финансов КР;
  • Р. Хасанов, Советник Вице-премьера Кыргызской Республики;
  • А. Красников, руководитель Рабочей группы по подготовке Налогового Кодекса КР;
  • члены Рабочей группы по подготовке Налогового Кодекса КР.
Основной целью поездки была доработка глав проекта Налогового Кодекса КР, регулирующих налогообложение малого бизнеса. В ходе консультаций с представителями министерств и ведомств Кыргызской Республики, Международного валютного фонда, частного бизнеса, членами Рабочей группы по подготовке новой редакции Налогового Кодекса КР и другими экспертами обсуждались возможные варианты поправок в главы 69-71 проекта Налогового Кодекса КР. При этом с учетом комментариев Международного валютного фонда были сформулированы следующие предложения по базовым параметрам налогообложения малого бизнеса:
  • увеличение порога по налогу на добавленную стоимость до 1,5-2,5 млн сомов с унификацией порога с верхним ограничением валового дохода/выручки при применении упрощенной системы налогообложения;
  • трансформация фиксированного налога в налог на вмененный доход для налогообложения микробизнеса со следующими базовыми характеристиками:
    • валовый доход – до 1/3 порога по налогу на добавленную стоимость;
    • режим применяется только самозанятыми гражданами и их близкими родственниками;
    • режим не может использоваться малыми предприятиями, оказывающими услуги предприятиям, использующим общий режим налогообложения;
    • налоговым периодом является год;
    • налогоплательщики ведут отчетность по валовому доходу и подают декларации, по которым при соблюдении условий применения режима не происходит пересчета налоговых обязательств;
    • при существенном превышении ограничения по валовому доходу – пересчет обязательств;
    • ставки рассчитываются на основании применения таблиц коэффициентов по территориальному признаку и по видам деятельности;
    • минимальные ставки установлены в Налоговом Кодексе;
  • трансформация предприятий, применяющих систему обязательных патентов, в предприятия, ведущие обычный учет, с введением для них минимального налога, который уплачивается в начале налогового периода и в счет уплаты которого далее зачитываются обязательства по подоходному налогу и налогу на прибыль;
  • введение упрощенной системы налогообложения со следующими параметрами:
    • упрощенная система налогообложения вида cashflow (доходы за вычетом обоснованных расходов);
    • ограничение по валовой выручке – до порога по налогу на добавленную стоимость;
    • при налогообложении физических лиц из базы налога исключаются доходы, облагаемые у источника;
    • упрощенная система налогообложения не может применяться юридическими лицами, которые получают дивиденды или учреждены другими юридическими лицами, предприятиями, осуществляющими экспортно-импортные операции и др.
    • при определении ставки и сборе поступлений должна быть координация с подоходным налогом и отчислениями в социальный фонд;
    • при существенном превышении ограничения по валовому доходу – пересчет обязательств.
В ходе поездки были подготовлены аналитические материалы, а также варианты глав проекта Налогового Кодекса, подготовленные в соответствии с описанной выше конструкцией. Кроме того, в ходе поездки была подготовлена записка, содержащая сценарные расчеты возможных последствий увеличения порога по налогу на добавленную стоимость.