Среда, 16.10.2019, 17:52
Азамат Берберов, научный сотрудник Института Гайдара, и Николай Милоголов, ведущий научный сотрудник центра налоговой политики НИФИ Минфина России, выступили в Белградском университете на конференции «Tax Aspects of the Brain Drain», организованной Сербской налоговой ассоциацией (Serbian Fiscal Society) совместно с факультетом права Белградского университета, с докладом «Brain drain and tax competition: do we need another BEPS?».
Рассматривая в своем докладе проблему потери налоговой базы по НДФЛ в силу «утечки мозгов» на примере Российской Федерации и Республики Сербия, Н. Милоголов и А. Берберов отметили, что намного больший масштаб «размывания» характерен для балканского государства, нежели для Российской Федерации. Однако, по мнению авторов, это не говорит о большем уровне иммунитета налоговой системы Российской Федерации. Для подтверждения данной гипотезы авторами на конференции были представлены кейсы эмиграции «цифрового кочевника» (digital nomad), спортсмена, студента и научного исследователя. Результаты их анализа указывают на то, что используемый в законодательстве Российской Федерации «количественно-дневной» тест при определении резидентства физических лиц позволяет легко разрывать налоговую связь «утекающего мозга» со страной источником, тогда как наличие в сербском законодательстве субъективных критериев резидентства помимо «количественно-дневного» теста усиливает налоговый суверенитет данной страны перед лицом налоговых потерь от «утечки мозгов».
Авторы исследования отмечают, что проблема «утечки мозгов» характерна не только для Сербии и Российской Федерации, но и для большинства юрисдикций, преимущественно развивающихся государств. В связи с этим Н. Милоголов и А. Берберов выдвигают идею о развитии международной налоговой кооперации в контексте борьбы с «утечкой мозгов». Вместе с тем, отталкиваясь от наличия (нео-)реалистических и (нео-) либералистических предпосылок к формированию кооперационных механизмов, авторы признают невозможность перехода к «тотальной» налоговой кооперации в текущих экономических условиях, например, к введению так называемого «Bhagwati tax».
Однако, по мнению Н. Милоголова и А.Берберова, другой базой для формирования международной налоговой кооперации в контексте «утечки мозгов» могут являться идеи плана BEPS ОЭСР и стран G20 – набора Направлений, направленных на нивелирование негативных эффектов от размывания корпоративной налоговой базы и предусматривающего в себе набор как обязательных, так и необязательных мер к имплементации. Исходя из этого и предположения о том, что «утечка мозгов» несет за собой положительные эффекты для развитых стран-реципиентов, авторами была предпринята попытка по «трансплантации» конкретных идей плана BEPS на поле борьбы с «утечкой мозгов», а именно:
1) проведение аудита в отношении налоговых инструментов, используемых государствами для борьбы с «утечкой мозгов, направленного на оценку их «агрессивности» по аналогии с рекомендациями, изложенными в Действии 5 плана BEPS;
2) создание единой методики по оценке налоговых потерь от «утечки мозгов», что соответствует идеям Направления 11 BEPS;
3) добровольное раскрытие корпоративной информации о налоговой нагрузке мобильных сотрудников в контексте рисков «двойного неналогообложения» или близкого к нему (Направление 12 BEPS);
4) перевод механизма взаимосогласительной процедуры в полностью «цифровой» формат, что соответствует идеологии Направления 14 плана BEPS. Несмотря на широту такой меры, по мнению авторов, цифровая трансформация взаимосогласительной процедуры позволит заметно ускорить разрешение конфликта налогового резидентства физических лиц, что более чем актуально в условиях наличия в законодательствах большинства стран субъективных критериев при определении резидентства физических лиц.
Доклад вызвал широкое обсуждение внутри экспертного сообщества. В частности, инициатива авторов по созданию и имплементации единой методики измерения налоговых потерь/приобретений от «утечки мозгов» (Действие 11 Плана BEPS) была положительно оценена профессором права университета г. Флорида Яривом Браунером (Yariv Brauner). Им же была высказана рекомендация по более полному учету в такой методике косвенных факторов, потенциально влияющих на объем собираемых налоговых доходов в контексте «утечки мозгов», а именно объема трансграничных обратных переводов, трансфера знаний, а также деятельности так называемых «цифровых кочевников».
Предложение авторов по проведению «аудита» налоговых льгот, представляемых странами для борьбы с «утечкой мозгов» по аналогии с Направлением 5 BEPS, было поддержано доцентом факультета права Белградского университета и основателем Сербской налоговой ассоциации Светиславом Костичем (Svetislav Kostic). Государства, по его мнению, уже подходят к опасной «евгенической» границе в их предоставлении, что уже, хоть пока и неявно, проявляется при анализе налоговых льгот, предлагаемых законодательствами Польши, Хорватии и других стран.