Пятница, 15.01.2021, 11:10
15 января Гайдаровский форум – 2021 продолжил свою работу.
Официальный сайт Форума: https://gaidarforum.ru/
Утром состоялся экспертный диалог «Каким должен быть контроль и надзор в сфере высшего образования?» с участием научного руководителя Института Гайдара, ректора Всероссийской академии внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации Сергея Синельникова-Мурылева и руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева.
31 июля 2020 г. были подписаны проекты основных Федеральных законов «дорожной карты» по реализации механизма «регуляторной гильотины», которые определили необходимость использования риск-ориентированного регулирования и количественных индикаторов риска. Ориентируясь на новые принципы реализации контрольно-надзорной деятельности контрольно-надзорные органы, в том числе Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, в рамках своей компетенции должны сформулировать новый подход к проверкам. Риск-ориентированное регулирование в сфере высшего образования может подразумевать не только категорирование объектов по уровню риска, но и использование подхода, аналогичного тестированию научных гипотез и количественной оценке вероятности нарушений.
Участники диалога обсудили следующие темы: недостатки существующей системы контроля и надзора в сфере высшего образования; меры снижения нагрузки на вузы, связанной с прохождением проверочных мероприятий; какими должны быть ориентиры при принятии решения о необходимости выхода на проверку, как сейчас обосновывается необходимость проверки и является ли такая система объективной; какой должна быть новая система обязательных требований к вузам; как система контроля и надзора должна быть встроена в стратегию достижения целевого состояния системы высшего образования в России.
Сергей Синельников-Мурылев также выступил модератором дневной экспертной дискуссии «Стратегия внешнеэкономической деятельности. Как расставить приоритеты?».
Структурная реформа российской экономики является условием достижения национальных целей и в целом решения задачи достижения устойчивого роста. Торговая политика является неотъемлемой частью промышленной и важным инструментом для изменения структуры экономики. Поэтому стратегия внешнеэкономической деятельности России должна стать одной из основ структурной реформы экономики.
Важная развилка стратегии – защита внутреннего рынка и/или развитие экспорта. Для защиты позиций отечественного бизнеса на внутреннем рынке нужно импортозамещение. Для роста конкурентоспособности отечественного бизнеса нужен доступ к дешевым импортным комплектующим и оборудованию – от этого, в частности, зависит структура российской несырьевой экономики, ее «сложность» и экспортный потенциал.
В обсуждении приняли участие: Дмитрий Конов, председатель правления ПАО «СИБУР Холдинг»; Алексей Мордашов, председатель совета директоров ПАО «Северсталь»; Максим Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации.
Участники дискуссии поговорили о том, что сегодня мешает России менять структуру экономики, есть ли у России шанс за 10 лет нарастить сложные производства и что нужно для этого делать сегодня; каковы должны быть приоритеты стратегии внешнеэкономической деятельности, чтобы российский бизнес наращивал «сложные производства и экспорт», как видит эти приоритеты власть и как видит ее бизнес; как совместить интересы защиты внутреннего рынка и продвижения экспорта во внешнеэкономической стратегии.
Вечернюю экспертную дискуссию «Железные дороги России. Разговор о будущем» провел и.о. руководителя научного направления «Реальный сектор» Института Гайдара, руководитель Центра исследований отраслевых рынков РАНХиГС Андрей Каукин.
Для обеспечения конкурентоспособности российской экономики, в том числе, для роста ВВП темпом выше среднемирового, необходима эффективная и современная транспортная инфраструктура, способная в полном объеме удовлетворить спрос грузоотправителей на перевозки и способствовать снижению государственного субсидирования отрасли, и одновременно – повысить эффективность функционирования сектора, снизить масштабы перекрестного субсидирования и способствовать развитию конкуренции.
В обсуждения приняли участие: Олег Белозёров, генеральный директор – председатель правления ОАО «Российские железные дороги»; Дмитрий Комиссаров, председатель совета директоров АО «ТРАНСМАШХОЛДИНГ»; Максим Решетников, Министр экономического развития Российской Федерации.