Суббота, 08.08.2020, 12:40
«КоммерсантЪ» приводит статью из «Мониторинга экономической ситуации в России» о территориальных особенностях реакции на «коронакризис», которая констатирует рост ее дифференциации среди субъектов РФ.
Исследование специалистов Института Гайдара опирается на региональные данные января-мая 2020 г., при анализе использовался как узкий ряд динамических показателей отдельных отраслей (состояние промышленности, АПК, строительства, торговли, платных услуг и общепита, реальные доходы населения, реальные доходы консолидированного бюджета региона и безработица в нем), так и более широкий перечень «статических» данных (35 параметров, описывающих благосостояние населения и экономическую активность субъектов РФ).
Динамические оценки состояния экономик субъектов РФ на конец мая фиксируют незначительное снижение общего уровня экономической активности в РФ в целом (на 2%) при существенном сокращении бюджетных доходов субъектов РФ, что при экстраполяции дает ухудшение социально-экономического положения РФ в целом по году на 4%. Отмечая сползание вниз показателей почти всех регионов (общероссийский интегральный показатель в январе-мае снизился с 1,02 до 0,92), специалисты показывают его неоднородность: Москва и Санкт-Петербург ухудшили индекс социально-экономического положения вдвое – с 1,69 и 1,48 в феврале до 0,84 и 0,77 в мае, Орловская область – с 1,08 до 0,82, Красноярский край – с 1,01 до 0,83, Кабардино-Балкария – с 1,02 до 0,87.
В положительной зоне сохранились также «крайне различные по характеру экономики территории» – Смоленская (снижение индекса с 1,04 до 1,03), Тверская (рост с 1,03 до 1,04), Курганская (снижение с 1,05 до 1,02), Магаданская (с 1,06 до 1,02), Сахалинская (рост с 1 до 1,01) области, Ингушетия (рост с 1,06 до 1,08), ХМАО (снижение с 1,04 до 1,01) и Чукотский АО (рост с 0,84 до 1,21).
В результате этих процессов состав группы с крайне неблагоприятным социально-экономическим положением (сейчас это Карачаево-Черкесия, Калмыкия, Курганская область, Алтай, Тува, Бурятия, Еврейская АО и Забайкальский край) к концу 2020 г. может расшириться до 11 регионов , в результате прогнозируемого перехода в нее Кабардино-Балкарии, Северной Осетии и Хакасии.
Более детальное рассмотрение сложившейся ситуации в перечисленных регионах свидетельствует о существенной дифференциации и в их экономиках. Так, в ЦФО и СЗФО вклад в развитие кризиса в регионах внесли практически все его компоненты – снижение экономической активности, особенно в строительстве и услугах, рост безработицы, сокращение собственных бюджетных доходов; схожая картина наблюдается в ПФО. В СКФО же основными факторами стали сокращение доходов регионов, рост безработицы и падение оборотов торговли при росте или стагнации экономической активности. В Сибири и на Дальнем Востоке, напротив, главным стало существенное ее падение, вызвавшее снижение бюджетных доходов и занятости.
По мнению исследователей, регионы относящимися к категории «группы риска» (помимо перечисленных в ней Карелия, Чувашия, Алтайский край и Псковская область) должны стать объектами первоочередной целевой федеральной поддержки. Некоторые из указанных регионов (республики Калмыкия, Адыгея, Марий Эл, Алтай, Тыва, Курганская область) уже вошли в перечень территорий с низким уровнем социально-экономического развития, для которых разработаны индивидуальные программы развития и предусматривается ежегодное выделение средств из федерального бюджета. При этом основными направлениями поддержки должны стать «стимулирование роста экономической активности» за счет «инвестпроектов с высоким мультипликативным эффектом», поддержка МСП и наиболее уязвимых групп населения и федеральные трансферты для «гарантированного финансирования отраслей экономики и социальной сферы».