Понедельник, 21.09.2020, 12:52
«КоммерсантЪ», ссылаясь на комплексное исследование специалистов Института Гайдара, в своей статье рассказал о трудовых отношениях на рынке такси.
«Принятие в России инициативы по обязательному найму водителей в штат таксопарков или агрегаторов приведет к росту цен на поездки на 22–23%. Против найма выступают и сами агрегаторы в России и за рубежом, которым невыгоден такой сценарий. Режим самозанятости при работе в такси пока юридически находится в серой зоне, но таксистов в полной мере не защищает и он», – следует из исследования специалистов Института Гайдара.
«Повсеместный наем водителей такси в штат таксопарков или агрегаторов в России приведет к росту издержек работодателей примерно на 30%, удорожанию поездок для пользователей на 22–23% и в результате снижению спроса на услугу на 25%», – отмечают экономисты.
Сейчас агрегаторы такси в России не устраивают водителей в штат. Работа с таксопарками по трудовому договору встречается, но крайне редко. Более распространена схема, при которой водитель становится индивидуальным предпринимателем (ИП) и заключает с таксопарком агентский договор. Еще один сценарий – работа агрегаторов с самозанятыми, которые арендуют у таксопарков автомобили. По данным на конец августа, в России зарегистрировано около 1 млн самозанятых, около 165 тыс. из них, по данным Федеральной налоговой службы, водители такси.
По оценке специалистов Института Гайдара, при найме таксистов агрегаторами снижение налоговых поступлений в бюджет составит 40%. По их мнению, наиболее экономически благоприятный сценарий для развития рынка – работа основной части водителей в режиме самозанятости.
Но пока и формат самозанятости в такси находится в серой зоне. Как пишет «КоммерсантЪ» на рынке, самозанятый водитель не может работать без разрешения на таксомоторную деятельность, поэтому вынужден арендовать автомобиль, на который такое разрешение есть, или же заводить статус ИП для его получения.