Ручное регулирование рынка бензина ведет к новому подорожанию

Вторник, 20.06.2023, 12:18

«Независимая газета», ознакомившись с исследованием экономистов Института Гайдара о демпферном механизме регулировки цен на нефть, опубликовала материал о том, что является причиной роста цен на топливо.

По сообщению издания, во второй половине июня 2023 г. был зафиксирован рост цен на бензин в 75 субъектах РФ. На фоне дешевеющей нефти и бензина за границами РФ, а также в условиях ограничений на экспорт продукции отечественных нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) рост цен на нефтепродукты является странным являением. По данным Росстата более всего бензин подорожал в Республике Тыва – на 1,9%, Ямало-Ненецком автономном округе – на 1,5%, Республике Алтай – на 1,4%. Одна из причин роста цен кроется в стремлении нефтяных компаний компенсировать рост налогов, а также получить финансирование из госбюджета в виде так называемого обратного акциза, или демпферного механизма. В прошлом году нефтяные компании получили из федеральной казны около 2,2 трлн руб. – и это при общем бюджетном дефиците в 3,35 трлн руб.

Авторы исследования Андрей Каукин и Евгения Миллер напомнили, что демпфирующий механизм был введен в 2019 г. «для сдерживания цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке». Формула расчета предполагала, что при более высоких экспортных ценах на нефтепродукты, чем цены на внутреннем рынке, нефтяники получают выплаты из бюджета. И тем самым имеют возможность не поднимать цены в России (если цены на внутреннем рынке выше экспортных, то компании отчисляют часть этой разницы в бюджет). В формуле для расчета обратного акциза в качестве экспортных цен использовался средний за налоговый период уровень цен российской нефти сорта Urals на мировых рынках, по данным агентства Argus, которое рассматривает поставки до портов Италии и Нидерландов. Однако санкции и введение эмбарго на российскую нефть и нефтепродукты подобные бюджетные и налоговые ориентиры потеряли всякий смысл.

В феврале 2023 г. были приняты поправки к Налоговому кодексу, которые с 1 апреля 2023 года ограничивали дисконт на российскую нефть по отношению к мировым ценам. Эти налоговые меры должны были привести к уменьшению расходов бюджета на субсидии нефтяным компаниям по демпферному механизму. В реальности выплаты из бюджета в пользу нефтяных компаний в апреле оказались выше, чем в предыдущем месяце.

«По данным Минфина, в апреле 2023 года из бюджета по демпферу было выплачено 107,2 млрд руб., что на 10,86% больше, чем в марте 2023 года», – пояснили авторы исследования. Для исправления этой ситуации Минфин и предложил скорректировать формулу расчета демпферных выплат, снизив их в два раза с 1 сентября 2023 г.

При этом экономисты признают, что система налогообложения нефтяной и нефтеперерабатывающей отрасли в России так толком и не налажена. Частота корректировки параметров демпфирующих выплат фактически реализует механизм ручного управления топливными ценами на внутреннем рынке.

При этом правительство РФ реализует два фактически противоречащих друг другу механизма налогообложения. Демпфер, защищающий от роста цен на внутреннем рынке, накладывается на рост акцизных платежей на нефтепродукты, который как раз и приводит к росту розничных цен, отмечают экономисты. При этом, по их расчетам, сокращение демпферных выплат «снизит сверхприбыли российских НПЗ, но не сделает их убыточными». Другими словами, производство и продажа топлива на внутреннем рынке остается прибыльной, и никаких объективных оснований для роста цен на бензин просто нет.

Корректировка демпфирующей надбавки начиная с 1 сентября 2023 года при самых разных сценариях экспортных ограничений и фактических цен мирового рынка лишь сократит сверхприбыли российских НПЗ. «Все нефтяное сырье, поступившее на НПЗ, будет переработано с положительной прибылью», – утверждают Каукин и Миллер.

Однако нефтяные компании не намерены расставаться со своими свехприбылями. В начале июня оптовые биржевые цены на бензин АИ-95 достигли исторического максимума и поднялись выше 62 руб. за литр. В Минэнерго РФ заявили, что следят за ситуацией на топливном рынке и могут при необходимости ограничить экспорт нефтепродуктов. Такой механизм готова поддержать и Федеральная антимонопольная служба для защиты отечественного топливного рынка.