Четверг, 15.09.2022, 16:25
Консолидированные бюджеты регионов сохранили устойчивый рост, показав по итогам января–августа профицит примерно в 11 раз больше, чем у федерального бюджета, пишет «Независимая газета» со ссылкой на данные исследования Института Гайдара.
Именно федеральный бюджет, по экспертным оценкам, взял на себя основное бремя по купированию кризиса. Экономисты Института Гайдара указали на смещение приоритетов в бюджетной политике регионов в пользу расходов на экономику. Но государственных денег инвестируется как раз недостаточно, ведь если бы они действительно активно тратились на экономическое развитие, то и рекордного роста не наблюдалось бы. Недаром федеральный Центр уже открыто называет фобией опасения регионов по поводу их финансовой обеспеченности.
По итогам января–августа федеральный бюджет РФ пока исполняется с профицитом, то есть с превышением доходов над расходами. Как следует из данных Минфина, он составил около 137 млрд руб. Однако если проанализировать разбивку по месяцам, тогда выяснится, что федеральный бюджет третий месяц подряд уходит в минус. В июне дефицит составлял около 122 млрд руб., в июле – аномальные, по оценкам экспертов, 1 трлн руб., после чего в августе дефицит снизился до 344 млрд руб., сообщали аналитики с опорой на данные Минфина.
Одновременно с этим консолидированные бюджеты регионов по состоянию на начало сентября были исполнены с профицитом в размере 1,5 трлн руб., следует из данных, которые приводят представители Минфина. 75 субъектов РФ закончили 7 месяцев текущего года с профицитом консолидированного бюджета, уточнили, в свою очередь, эксперты Института Гайдара в новом выпуске «Мониторинга экономической ситуации в России», указав и на явную смену приоритетов в бюджетной политике регионов.
«По итогам первых 7 месяцев 2022 г. рост доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ опережал рост бюджетных расходов и уровень инфляции, что говорит о сохранении достаточного уровня финансовой устойчивости регионов», – говорится в исследовании. При этом в структуре трат финансирование национальной экономики вытесняет некоторые другие расходы.
В частности, как отмечается в исследовании, «если сравнивать структуру расходов консолидированных бюджетов регионов по итогам 7 месяцев за период 2013–2022 гг., то стоит отметить, что в текущем году доля целого ряда расходов (на общегосударственные вопросы, национальную безопасность и правоохранительную деятельность, дошкольное образование, культуру и кинематографию, пенсионное обеспечение, социальное обслуживание населения, средства массовой информации, а также на обслуживание государственного и муниципального долга) имела минимальные значения».
Одновременно с этим «доля других расходов – национальная экономика, включая дорожное хозяйство, ЖКХ, охрана окружающей среды, физическая культура и спорт, – напротив, достигла своих максимальных значений», указано в исследовании.
Но, видимо, государственных денег инвестируется в экономическое развитие все равно недостаточно – недаром бюджеты при заметной смене приоритетов обрастают «жирком».