Четверг, 02.07.2020, 13:44
Как пишет «КоммерсантЪ», многие компании активно проявили себя во время кризиса, оказывая как финансовую поддержку, так и иные виды помощи, выходящие за рамки их обычной деятельности.
«Анализ мер позволяет сделать вывод о высоком уровне социальной ответственности корпораций, хотя в некоторых случаях объемы помощи могли быть значительнее», – следует из исследования специалистов Института Гайдара.
Прежде всего компании пытались приостановить распространение инфицирования, переводя сотрудников на дистанционную работу. Там, где это было невозможно, они стремились обеспечить безопасные условия труда или, если продолжение работы было невозможным, сохранить зарплату. Следующим шагом корпораций стал наем сотрудников из лиц, потерявших работу. Но почти сразу стало очевидно, что эти меры являются недостаточными, и корпорациям придется приложить больше усилий для борьбы с COVID-19 и его последствиями для экономики. Преодолев первый шок, все больше компаний стало оказывать финансовую и иные виды помощи, выходящие за рамки их деятельности.
В США крупнейший объем помощи оказала Alphabet, головная компания Google – $856,5 млн. Она предоставила большую часть помощи малым предприятиям ($575 млн), в том числе в виде рекламного продвижения Google – на $340 млн, еще $200 млн было направлено в инвестиционный фонд для неправительственных организаций (НПО) и финансовых институтов для помощи малому бизнесу. На $270 млн была оказана помощь научным работникам здравоохранения, в том числе на $250 млн – в виде рекламных грантов для ВОЗ и более 100 мировых правительственных агентств. Помимо этого, Google сотрудничает с Apple в создании безопасного инструмента отслеживания контактов заразившихся, что может помочь органам здравоохранения. Facebook и Alphabet предоставят до $15 млн пожертвований в Фонд солидарного реагирования на COVID-19 (COVID-19 Solidarity Response Fund), созданный совместно ООН и ВОЗ, который уже привлек более $127 млн.
Компания Facebook также сконцентрировалась на финансовой помощи малому бизнесу, однако, в отличие от Alphabet, основная поддержка компании направляется СМИ. Из общего объема помощи в $248 млн $100 млн – программа грантов для малого бизнеса (30 тыс. предприятий более чем в 30 странах). Еще на $75 млн – услуги по маркетингу с целью помощи издателям во всем мире, пострадавшим от сокращения рекламных доходов. Наконец, $25 млн Facebook направила на финансирование чрезвычайных грантов для местных СМИ.
Онлайн-ритейлер Amazon делал главным образом пожертвования различным благотворительным организациям – на $72 млн из $98,5 млн общего объема помощи. Средства направлены также на инициативу по улучшению диагностики (Diagnostic Development Initiative) Amazon Web Services для ускорения исследований COVID-19. Microsoft же основные финансовые усилия направляет на собственную программу «Искусственный интеллект для здоровья» ($20 млн из $27,5 млн).
Европейские компании сосредоточились на оказании помощи системе здравоохранения и поддержке малого бизнеса. Так, французская компания AXA создала глобальную цифровую коалицию исследователей, инженеров, медицинских работников и компьютерных специалистов. Ее цель – разработка решений с открытым исходным кодом для профилактики, диагностики и лечения коронавируса. Компания также сотрудничает с Фондом 101 – структурой, которая объединяет более 1200 отделений интенсивной терапии в 60 странах для обмена информацией и сотрудничества. Испанский Banco Santander инициировал специальные кредитные линии для малых и средних предприятий, одновременно устанавливая отсрочки платежей по ипотечным и потребительским кредитам для физических и юридических лиц.
Немецкая Bosch Group разработала экспресс-тест на коронавирус всего за шесть недель — он может выявлять коронавирусную инфекцию менее чем за 2,5 часа. Британская BP обязалась не увольнять своих сотрудников из-за пандемии коронавируса и предлагает бесплатное топливо для служб экстренной помощи в стране. Daimler (Mercedes-Benz) использовала свои 3D-принтеры для производства медицинского оборудования, а итальянская ENI предоставляет свою суперкомпьютерную инфраструктуру и навыки молекулярного моделирования для исследований коронавируса и выявления наиболее перспективных лекарств в борьбе с ним.
Как отмечают специалисты Института Гайдара, «кризисная ситуация в связи с пандемией COVID-19 в России стала лакмусовой бумагой для компаний, имеющих не только стратегические цели, но и действительно обладающих собственной философией. Во время ухудшения ситуации с пандемией некоторые крупные банки и компании объявили о выделении средств и создании решений для малого бизнеса, закупке медикаментов, медоборудования и спецодежды, участии в строительстве медцентров».