Состояние и перспективы развития бюджетного федерализма в России

Четверг, 21.02.2019, 14:04

В статье предпринята попытка оценить сложившуюся в России модель бюджетного федерализма, с точки зрения ее соответствия экономической теории и практике других федеративных государств. Проведя краткий обзор исследований по проблемам бюджетного федерализма, автор констатирует, что экономическая теория не дает однозначных рекомендаций, как должно выглядеть оптимальное разграничение полномочий между уровнями публичной власти в федеративном государстве и в чем состоит разумный баланс между централизацией и автономией субъектов федерации. Изучение практики других федеративных государств демонстрирует существенную дифференциацию моделей федерализма по степени централизации. Россия принадлежит к числу централизованных федераций, что во многом предопределено крайне высокой дифференциацией уровня бюджетной обеспеченности российских регионов, что требует перераспределения через федеральный бюджет ресурсов ради горизонтального выравнивания. Вместе с тем, степень централизации в России существенно выше, чем в странах, придерживающихся той же модели федерализма.
Еще более серьезной проблемой является проблема нефинансируемых федеральных мандатов. Большинство регионов не в состоянии обеспечить надлежащее исполнение этих расходных обязательств, что имеет своим следствием подрыв бюджетной автономии региональных властей и лишение их стимулов к проведению ответственной политики. Решение проблемы нефинансируемых мандатов путем отмены норм федерального законодательства, предопределяющих объем расходов субнациональных бюджетов, необходимых для их исполнения, по мнению автора, невозможно, поскольку наиболее крупные и значимые мандаты сосредоточены в сфере социальной защиты и здравоохранения и прямо затрагивают права граждан. Поэтому смягчение остроты проблемы возможно только путем софинансирования из федерального бюджета соответствующих расходов субнациональных бюджетов.


читать →