Пятница, 30.10.2020, 20:39
Существующая структура регулирования высшего образования обладает рядом недостатков. Процедуры и критерии проверки соблюдения обязательных требований являются необъективными, накопленная информация о подконтрольных объектах не учитывается, новые технологии, влияющие как на процедуру, так и на результат проверки, не используются
Главным же дефектом является недостаточное понимание рисков, которые возникают в результате нарушения тех или иных требований. Данная ситуация, с одной стороны, приводит к тому, что неэффективные и крайне дорогие мероприятия по устранению замечаний влияют на возможность вести образовательный процесс. С другой стороны, возникают иллюзии, что необходимым и достаточным условием качественного образования является соблюдение всех обязательных требований.
По нашему мнению, изменение системы регулирования высшего образования должно включать в себя, во-первых, принятие риск-ориентированного подхода. При этом уровень риска причинения вреда качеству и доступности образования, жизни и здоровью обучаемых должен учитываться как при формировании перечня критериев обязательных требований, так и при выборе объекта проверок.
Во-вторых, необходимо обеспечивать прозрачность и верифицируемость исполнения обязательных требований преимущественно в отношении оценки качества образования (OECD, 2018).
Указанные изменения позволят оптимизировать нагрузку как на субъект, так и на объекты контроля, снизить общий уровень рисков для системы высшего образования.