Понедельник, 04.04.2022, 11:10
В последнее время в России обсуждается вопрос повышения ставки утилизационного сбора для автомобилей с одновременным введением компенсирующей субсидии отечественным производителям. Данную меру можно рассматривать как протекционистскую, хоть и прикрываемую необходимостью соблюдения экологических стандартов. В связи с этим встает вопрос о целесообразности проведения такой политики. В статье проведен анализ возможных последствий повышения ставки утилизационного сбора в России. Анализ данных из различных источников (Ассоциация европейского бизнеса, Федеральная таможенная служба, Росстат, Федеральная налоговая служба и др.) показал, что эффективные ставки утилизационного сбора растут существенно быстрее инфляции и индекса роста реальных доходов населения, а уровень налоговой нагрузки сбора в цене автомобилей довольно высок (15–30%). В наиболее вероятном сценарии повышение сбора на 25% приведет к росту цен на автомобили на 4%, что снизит спрос на них примерно на 6%. В совокупности это выразится в росте поступлений от сбора примерно на 17%, из которых большую часть необходимо будет вернуть отечественным производителям. Несмотря на введение компенсирующей субсидии отечественным производителям, цены на отечественные автомобили также вырастут на 4% для сохранения ценовых паритетов с импортными автомобилями. Рост цен затронет главным образом благосостояние домашних хозяйств с низкими доходами. Кроме того, при существующей структуре ставок рост утилизационного сбора усилит стимулы для использования непрозрачных схем «перегона» физическими лицами иностранных автомобилей в Россию. При скромном росте поступлений в бюджет обнаруживаются существенные негативные последствия от повышения сбора, в связи с чем его следует признать нецелесообразным.