Пятница, 30.08.2019, 15:37
Рынок железнодорожных грузоперевозок является одной из системообразующих отраслей российской экономики. При этом с каждым годом всё отчетливее наблюдается неэффективность существующих правил регулирования. Тарифы на грузовые перевозки формируются так, что отправка низкорентабельных для ОАО «РЖД» грузов субсидируется за счет высокорентабельных грузов, отправители которых в итоге вынуждены переориентироваться на альтернативный транспорт. Это приводит к сокращению доходов компании. В результате снижается инвестиционный потенциал, ориентированный на развитие железнодорожной инфраструктуры. Для создания условий, которые позволили бы преломить эту тенденцию, в последнее десятилетие активно обсуждается реформирование правил формирования железнодорожных тарифов. ОАО «РЖД», государство и грузоперевозчики предлагают свои варианты оптимальной модели рынка. Однако по многим параметрам интересы каждой из групп противоречат друг другу, что препятствует принятию итоговой модели. В настоящей статье предлагается направление дальнейшего развития грузовых железнодорожных перевозок с учетом интересов участников рынка. Авторы оценили соответствие уровня грузовых тарифов теоретическому значению, определяемому правилом Рамсея. Приняв за основу единственный критерий — совокупный выигрыш грузоотправителя и перевозчика («общественное благосостояние»), авторы обозначили направления и количественные ориентиры для целесообразного изменения тарифов в средне- и долгосрочной перспективе. Показано, что сохранение тарифной системы в текущем виде приводит к потерям благосостояния в размере 0,2% ВВП. Применение предложенной модели ценообразования позволит увеличить объемы перевозок на 4–6%, в том числе за счет корректировки средней величины тарифа. Предложенные изменения позволят создать базовые условия для дальнейшего развития рынка железнодорожных грузовых перевозок.