Понедельник, 18.07.2022, 14:44
Несмотря на достигнутый за последнее десятилетие прогресс в сокращении курения, Россия все еще остается в числе лидеров мирового антирейтинга. Эффективность акцизной политики как основного инструмента начинает снижаться из- нелегального сегмента рынка, расширяющегося в связи с несогласованностью налоговой политики стран ЕАЭС в этой области. Одновременно расширяется рынок инновационных средств доставки никотина, в регулировании которого существуют серьезные пробелы. В статье выявлены возможности совершенствования акцизного и неценового регулирования на рынках традиционной табачной и инновационной никотинсодержащей продукции для повышения собираемости акцизов и достижения целей здравоохранения. Впервые для России проведен эконометрический анализ легального спроса на агрегированных региональных (панельных) данных в рамках оценивания системы одновременных уравнений на основе специально сформированной базы данных «Аддиктивная продукция в регионах России» с учетом разрыва ставок акцизов между странами ЕАЭС и с коррекцией на расстояние до границ. Полученные оценки показали, что при прочих равных увеличение на 1 п.п. отношения скорректированной на расстояние максимальной разницы между ставками к прожиточному минимуму приводит к сокращению легального рынка в среднем на 0,16%. Оценка эластичности агрегированного легального спроса по цене составила (-0,7), а по доходу – 0,8, предложения по цене – 1,5. В результате анализа данных бюджетной и отраслевой статистики выявлена низкая собираемость акцизов на электронных системах доставки никотина – в частности, обнаружена проблема форстоллинга в данном сегменте. По результатам проведенного анализа предложен ряд конкретных мер, включая организацию в ЕАЭС IT-системы для обмена информацией по подакцизным товарам, передачу части доходов в региональные бюджеты, контролируемую легализацию паучей, антифорстоллинговое регулирование в электронной системе доставки никотина и др.