Понедельник, 13.10.2003, 00:00
В начале октября правительство одобрило новую концепцию взимания НДС. С 1 июля 2004 года планируется ввести систему спецсчетов по уплате данного налога. Все предприятия, организации и индивидуальные предприниматели обязаны будут иметь помимо расчетных счетов как минимум один спецсчет, средства с которого могут перечисляться либо на такой же НДС-счет продавца, либо в бюджет.
С 1 июля 2005 года спецсчета дополнятся системой тотальной сверки электронных счетов-фактур, с помощью которой налоговики будут сравнивать данные, полученные от поставщиков и покупателей. Счет-фактура, который не найдет себе пары, будет считаться фальсифицированным, а налогоплательщик станет объектом тщательной проверки.
Оценен и экономический эффект очередной налоговой новации. По заявлениям представителей МНС, он составит 30 млрд рублей в будущем году. По оценке первого замминистра финансов РФ Сергея Шаталова, предлагаемые меры по ужесточению администрирования НДС - спецсчета и оперативный контроль на уровне счетов-фактур - позволят с 2005 года дополнительно собирать в бюджет 100-150 млрд рублей ежегодно.
Инициатива Минфина вызвана практикой уклонения от уплаты НДС и необоснованного возмещения НДС при экспорте.
В России возмещение НДС при экспорте осуществляется во избежание двойного налогообложения экспортируемых товаров - с целью поддержки отечественных товаропроизводителей. При этом предполагается, что на всех этапах создания и перепродажи товара суммы НДС, соответствующие добавленной стоимости на этих этапах, уплачиваются в бюджет. Поэтому теоретически проблем с возмещением НДС возникать не должно: возвращается то, что было уплачено. Но на практике налоговики просто не могут проконтролировать уплату НДС всеми фирмами, входящими в цепочку поставщиков конечного экспортера - количество участников и степень разветвленности цепочек создания экспортных товаров или услуг ничем не ограничены. Так что в цепочке могут быть фирмы, имеющие льготы, показывающие прирост недоимки, либо подставные "однодневки", не платящие НДС. В результате к возмещению из бюджета предъявляются суммы, превышающие объем НДС, уплаченный на всех стадиях производства экспортируемого товара. "Размах применения схем по НДС привел к тому, что мы можем говорить о проблеме экономической безопасности государства", - считает руководитель департамента налоговой политики МНС Татьяна Карасева. По словам Сергея Шаталова, потери бюджета от такой оптимизации платежей по НДС составляют от 100 млрд до 300 млрд руб. в год.
Впрочем, независимые эксперты не склонны разделять панических настроений налоговиков. Так, по расчетам заведующего лабораторией Института экономики переходного периода (ИЭПП) Ильи Трунина, в федеральном бюджете 2003 года незаконное завышение возмещения НДС не превысит 10,5 млрд рублей, притом что ожидаемые поступления налога на добавленную стоимость в 2003 году составят 622,6 млрд рублей.
О том, что в качестве одного из инструментов решения данной проблемы можно было бы использовать систему специальных банковских счетов, через которые будет осуществляться движение средств, связанных с расчетами по НДС, "Эксперт" писал еще два года назад (см. "Честный счет", "Эксперт" от 7 мая 2001 года).
Тогда специалисты Минфина предлагали введение спецсчетов на добровольной основе для организаций-экспортеров. Каждая организация получила бы право открыть в своем банке специальный банковский счет для расчетов по НДС, на который будут поступать средства в объеме полученного НДС за реализованные организацией товары и услуги и, при необходимости, деньги с расчетного счета данной организации.
НДС тогда можно было бы возмещать автоматически тем фирмам, которые добровольно перечислили его через спецсчет. Нежелание экспортера использовать спецсчета сигнализировало бы о возможных проблемах с уплатой НДС по крайней мере на одной из промежуточных стадий производства экспортируемого товара. При появлении таких сигналов для игнорирующих спецсчета экспортеров устанавливалась бы значительно более жесткая процедура возмещения налога. Подобная процедура предусматривала бы обязательную тщательную проверку всей цепочки поставщиков товара для выявления возможного сговора с целью незаконного получения возмещения НДС. Отмечалось, что внедрение спецсчетов НДС не потребует административных затрат, поскольку решение об использовании таких счетов для расчетов по НДС со своими поставщиками экспортеры принимают добровольно.
Со временем идея несколько трансформировалась: о добровольности забыли, теперь речь идет об обязательном открытии счета и замораживании на нем больших сумм оборотных средств (20% возвращенного налога нельзя потратить ни на какие иные цели, кроме как на уплату НДС).
Придуманная фискалами схема работы с НДС не устраивает бизнес прежде всего тем, что снижает оборачиваемость текущих средств. Кроме того, с ее введением неизбежны новые расходы на расчетно-кассовое обслуживание предприятий и усложнение финансового и бухгалтерского учета НДС. Все это, понятно, обернется ростом расходов на аппарат управления предприятий, что негативно скажется на рентабельности и инвестиционной привлекательности компаний. "Есть большие опасения, что введение спецсчетов может оказаться очередным способом борьбы с серым бизнесом за счет добросовестных налогоплательщиков. Очевидно, что речь будет идти об отвлечении оборотных средств предприятий, при этом для компаний, испытывающих пусть даже временные проблемы с обороткой, введение спецсчетов будет означать необходимость привлечения дополнительных краткосрочных кредитов", - говорит генеральный директор ОАО "Северсталь-Авто" Вадим Швецов.
Эксперты, правда, считают, что крупный бизнес от нововведений не пострадает. Сергей Зинькович, менеджер проектов актуализации налоговых резервов департамента налогов и права ЗАО "БДО 'Юникон'", утверждает, что "планируемые законодательные изменения не отвлекут денежных средств крупных финансово-промышленных групп. Разместив НДС-счета в аффилированных банках, предприятия не лишатся этих денег даже на время. Профессиональный уровень работающих в сфере налогового консалтинга специалистов сегодня таков, что позволяет обеспечивать абсолютно легальный механизм снижения фискального бремени до десяти процентов всех текущих налоговых отчислений".
Куда хуже придется предприятиям малого бизнеса. Руководитель комитета по налогам, учету и фискальной политике общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Паперно считает, что после введения новых правил по уплате НДС из-за удорожания системы расчетов и невозможности расплачиваться по кредитам малый бизнес либо уйдет в тень, либо обанкротится. "Вот вам простой пример. Допустим, я получаю кредит на сто двадцать тысяч рублей на расчетный счет, с него двадцать процентов я перекладываю на спецсчет по НДС, плачу деньги поставщику за товар, продаю товар за сто сорок тысяч, из которых двадцать восемь тысяч идет на НДС, а сто двенадцать - на расчетный счет. Кредит банку я должен отдавать с расчетного счета, а там у меня денег не хватает - ни на сумму кредита, ни на проценты по нему", - объяснил Александр Паперно.
"Издержки по исполнению нового налогового законодательства распределятся очень неравномерно, об этом свидетельствует и опыт Болгарии - единственной в мире страны, где функционирует подобная система. Крупный бизнес не пострадает от этих издержек, особенно в случае ускорения возврата ему НДС по экспорту. Чего нельзя сказать о предприятиях малого и среднего бизнеса, для которых любые дополнительные расходы могут стать смертельными", - считает Илья Трунин из ИЭПП.
Получается, государство как всегда перекладывает свои проблемы на бизнес, притом не столько на крупный, сколько на средний и малый, который и так в России пребывает в зачаточном состоянии.
"По нашему мнению, проблема бюджетных потерь в первую очередь связана как с недостатками самого процесса планирования налоговых доходов, так и с неадекватным правовым регулированием основных элементов налога. Объект налогообложения настолько расширен, что НДС лишь по названию похож на налог, взимаемый с добавленной стоимости. Организации в настоящее вынуждены уплачивать этот налог со стоимости строительных работ, внутреннего потребления, авансов, продолжительное время бесплатно кредитовать бюджет за счет экспортного НДС", - считает Сергей Зинькович.
Достижение повышения уровня собираемости налогов видится иным. Решение задачи состоит в упрощении правового регулирования самого сложного на сегодня налога, конкретизации требований к учетной политике для целей исчисления НДС, ликвидации экономически не обоснованных объектов налогообложения, увеличении эффективности взаимодействия контролирующих органов, создании соответствующей информационно-технической базы.
Именно по такому пути пошли, например, налоговые службы Казахстана. Там малый бизнес (предприятия, оборот которых не превышает примерно 56,5 тыс. долларов) освободили от уплаты НДС, а единственным способом улучшения администрирования налогов сочли использование новых информационных технологий. В частности, в Казахстане разработаны и внедрены повсеместно электронные формы отчетности по всем налогам (аналогичные тем, что в России введены для подоходного налога физических лиц). Эти формы можно отправить в налоговую инспекцию по электронной почте, не тратя времени на очереди.
Внедряя эту систему, казахские налоговики преследовали две цели. Первая - улучшить контроль за уплатой налогов, которая блестяще достигнута. Скажем, одна из главных проблем администрирования НДС - это, как известно, выписки фиктивных счетов-фактур. В Казахстане все плательщики НДС сдают реестры этих счетов-фактур, которые заносятся в центральную базу данных, там обрабатываются, и если кто-то из участников сделки свой реестр не сдал, система сразу дает сигнал налоговикам: в этой коммерческой операции, возможно, задействована фирма-"однодневка". Точно так же на основании реестров счетов-фактур решается проблема с возвратом НДС экспортерам: подставные фирмы видны как на ладони. Эффект от внедрения в прошлом году новой системы очевиден: только за январь этого года казахские налоговики получили 21,8% годового прогноза по поступлениям НДС.