Среда, 05.02.2003, 00:00
Концепция совершенствования налоговой системы, которая в четверг будет представлена на заседании правительства, затрагивает почти все основные налоги. Изменения коснутся всех: граждан, мелких бизнесменов, олигархов и даже самих чиновников, придумывающих новые налоговые схемы. "Известия" рассказывают об основных изменениях налоговой системы, которые планируется провести за следующие четыре года.
Налоги на имущество физических лиц
Россияне платят налог за собственные квартиры с 1991 года. Ставку налога устанавливают субъекты федерации. По закону она не должна превышать 2%, фактически в большинстве субъектов она гораздо ниже (в пределах 1%). Сегодня в среднем каждый житель страны платит в год чуть более 200 рублей. В Минфине уверены, что платежи в бюджет по налогу на имущество физлиц должны вырасти в 3-5 раз. Для этого экономические министерства предлагают ввести оценку недвижимости в соответствии с ее рыночной, а не инвентаризационной стоимостью. Но пока чиновники не решили, как рассчитать рыночную стоимость жилья и ставку налога. Минфин предлагал сделать ставку 2%, Минэкономразвития - снизить до 0,1%. Последнее, о чем договорились министерства перед заседанием правительства: брать налог по ставке 0,1%. Причем сначала от инвентаризационной стоимости жилья, а потом постепенно, в течение 2004-2006 годов, переходить к рыночной.
Единый социальный налог (ЕСН)
Единый социальный налог - основное препятствие для вывода зарплат из тени. ЕСН на фонд оплаты труда был введен в 2000 году для того, чтобы навести порядок в системе взносов во внебюджетные фонды. Базовая ставка 35,6% распределится между Фондом обязательного медицинского страхования (3,6%), Фондом социального страхования (4%) и Пенсионным фондом (28%). Проблемы две: слишком высокая базовая ставка и ограниченный доступ к регрессивной шкале.
Минэкономразвития предлагает снизить порог доступа к регрессии со 100 тыс. до 50 тыс. руб., Минфин - до 70 тыс. руб. Предполагается, что после этого значения годового дохода работника работодателю придется платить налог по ставке 15-20%.
Зампредседателя бюджетного комитета Совета федерации Илья Ломакин-Румянцев считает, что незначительное снижение ставки ЕСН и облегченный доступ к регрессии ничего не изменят. "Нужно пересмотреть практику взносов в страховые фонды исходя из того, насколько эффективность государственной системы страхования соответствует масштабу перечисляемых средств, - говорит Илья Ломакин-Румянцев. - До тех пор пока работодатели и сотрудники не станут уверены, что их деньги будут потрачены на их благо, серые зарплатные схемы не перестанут существовать".
Налог на добавленную стоимость
Сегодня налог на добавленную стоимость (НДС) составляет 20%. Льготная ставка (0 и 10%) действует для ограниченного перечня товаров. Минфин и Минэкономразвития предлагают к 2005-2006 годам снизить ставку до 15-17%, чтобы простимулировать рост потребления.
"Снижение ставки НДС, предлагаемое правительством, не столь велико, чтобы вызвать увеличение доходной части бюджета", - считает эксперт Института экономики переходного периода Илья Трунин. По расчетам института, снижение ставки было бы целесообразнее предпринять вместе с отменой льготной 10%-й ставки налога. Правительство, однако, хочет сохранить льготную ставку, что, по мнению Ильи Трунина, станет стимулом для более тщательного контроля за расходной частью бюджета.
НДС взимается при продаже любых товаров и услуг. Причем если компания купила товар у другой, она имеет право при перепродаже товара вычесть сумму НДС, заплаченную предыдущим продавцом. Схема возмещения НДС из бюджета используется для того, чтобы за один товар не приходилось платить налог несколько раз.
Но фактически процесс возмещения налога из бюджета занимает у компаний несколько месяцев, особенно если товар предназначен на экспорт. Причина долгих проверок бизнесменов чиновниками - рост "лжеэкспорта". Это - схема, при которой компании ничего за границу не вывозят, но предоставляют документы о вывозе и требуют возврата НДС. Эту проблему хотят решить, сократив количество документов, необходимых для обоснования возмещения налога. Сейчас экспортерам для подтверждения своей честности требуется представить семь документов, с 2004 года их останется два - таможенная декларация и счет-фактура. Ответственность за недостоверные данные с коммерсантов будет снята - ее будут нести только Государственный таможенный комитет и Министерство по налогам и сборам.
Налог на прибыль
С 1 января 2002 года стала действовать плоская шкала налога на прибыль - 24%, одновременно были отменены все льготы, применявшиеся при прежней 35%-й ставке. Многие предприятия заявили, что нагрузка по этому налогу возросла, поскольку параллельно была отменена инвестиционная льгота, которая позволяла выводить из-под обложения до 50% прибыли.
Правительство признало, что с отменой льготы погорячилось, но восстанавливать ее не собирается. В качестве компенсации Минфин предлагает с 2004 года разрешить предприятиям относить на расходы до 25% инвестиций в средства производства со сроком полезного использования свыше 5 лет. Руководитель департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев говорит: "Механизм ускоренной амортизации действует уже давно, практика показывает, что это не панацея. Инвесторам нужны не льготы, а понятная и предсказуемая система налогообложения".
Налог на добычу полезных ископаемых
До 1 января 2002 года полезные ископаемые облагались тремя налогами - на воспроизведение минерально-сырьевой базы (ВМСБ), роялти (платежи за пользование недрами) и акцизы. После вступления в действие 26-й главы Налогового кодекса вместо них был введен единый налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Правительство предлагает дифференцировать ставку налога - в зависимости от сложности разработки месторождения. Эта схема позволит не облагать все компании налогом по единому принципу. Но возникает опасность лоббирования более низких ставок НДПИ со стороны влиятельных компаний. Эксперт компании BKG Андрей Пантелеев считает, что нечто подобное в налоге заложено уже сейчас: его ставка различается в зависимости от полезного ископаемого (к примеру, для золота - 6%, для алмазов - 8%, для нефти - 16,5%).
Акцизы
Акциз (или налог на товары, который взимается не с покупателя, а с производителя) также будет слегка изменен. Скорее всего, это не скажется на цене продуктов. Минфин и Минэкономразвития намерены проиндексировать акцизы только для того, чтобы рост цен на алкоголь и бензин не отставал от инфляции: то есть на 10-12% в год. Замминистра финансов Сергей Шаталов называет индексацию акцизов "ритуальным действием". Опережающий рост акцизов, по его мнению, возможен лишь в табачной отрасли (на уровне 20-25%). Серьезные изменения могут коснуться акцизов на газ. Чиновники пока не решили, как окончательно будет выглядеть система взимания этого налога с газовиков. Скорее всего, акциз на газ (15%) будет отменен или перенесен в НДПИ.
Адрес статьи http://www.izvestia.ru/economic/article29728