Минфин не хочет снижать налоги

Вторник, 04.11.2003, 00:00

Проект закона о введении специальных счетов для уплаты налога на добавленную стоимость (НДС-счетов) находится сейчас на предпоследней стадии готовности в Минфине. Чиновники министерства надеются внести его на рассмотрение в правительство уже к 1 декабря текущего года. Создание подобного рода счетов - мера по совершенствованию налогового администрирования, которое, по мнению Минфина, становится основным средством снижения налогового бремени в России. Эксперты не согласны с министерством.

Как сообщила на конференции «Налоговая реформа: проблемы и перспективы» заместитель руководителя Департамента налоговой политики Минфина Наталья Комова, задача снижения налоговой нагрузки на экономику в целом понимается достаточно однозначно: или это снижение ставок налогов, или предоставление каких то новых льготных режимов налогообложения. По ее мнению, «ресурс по снижению ставок на сегодняшний день как бы уже исчерпан» по многим видам налогов, в числе которых НДС, налог на прибыль и подоходный налог.

Однако налоговая реформа еще не закончена, и необходимость принятия новых мер для ее продолжения остаётся. В качестве такой меры представитель Минфина предлагает налоговое администрирование, то есть изменение уже действующего на сегодня порядка или системы применения тех или иных налогов. «Здесь еще есть возможности для принятия нужных решений», - подчёркивает Комова.

Первым налогом, к которому правительство решило применить административные меры, был выбран налог на добавленную стоимость (НДС), поскольку именно от его уплаты уклоняются многие предприятия, применяя те и или иные серые схемы. Минфин и МНС предложили с 1 июля 2004 года перейти на практику уплаты НДС со специальных счетов.

В соответствии с подготовленным Минфином законопроектом, все без исключения организации и индивидуальные предприниматели будут обязаны открывать НДС-счета. С их введением налог будет поступать со счёта покупателя на НДС-счёт продавца, и один раз в месяц продавец должен переводить платеж в бюджет. По мнению Натальи Комовой, введение НДС- счетов позволит налоговым органам наиболее эффективно бороться с предприятиями, которые уклоняются от уплаты налогов.

Правда, не все специалисты по налогам считают, что ресурс по снижению налоговых ставок исчерпан. Например, некоторые сенаторы выступают за дальнейшее уменьшение налоговой нагрузки именно этими методами. Вопрос о невозможности дальнейшего снижения ставки налогов, как считает зампред комитета Совета Федерации по бюджету Олег Чиркунов, ставить некорректно. Он пояснил, что вывести «из тени» предпринимателей-неплательщиков можно, если постепенно снижать ставки налогов. То есть нужно разложить налоговое бремя на большее число предприятий, отметил он.

«Предполагается, что если мы сейчас вводим НДС-счета, то мы должны собрать больше налогов. Но дополнительный доход от этого лучше оставить в экономике, так как мы не собираемся увеличивать на неё нагрузку. То есть каждый шаг по администрированию должен сопровождаться снижением ставки. Администрирование должно увеличивать число налогоплательщиков, то есть легализовывать оборот, а за счет этого нужно снижать ставки всех остальных налогов. В этом заключается логика усиления администрирования», - подчеркнул Олег Чиркунов.

По мнению других экспертов для улучшения условий развития предпринимательства в настоящее время лучше снижать не налоговую нагрузку, а административную. То есть нужно сокращать число различных проверок со стороны правоохранительных органов, инспекций и служб, которые, владея данной им властью, зачастую используют ее не по назначению.

По мнению заведующего лабораторией бюджетной и налоговой политики Института экономики переходного периода Саида Баткибекова, сейчас развитие предпринимательства тормозят не высокие ставки налогов, а чрезмерная зарегулированность, способствующая коррупции. Необоснованные барьеры в большей степени, нежели налогообложение, мешают бизнесу и, в первую очередь, малому и среднему.

«Собственно в налоговой сфере надо устранить недостатки в законодательстве, как оставшиеся еще с периода, предшествовавшего налоговой реформе, так и сформировавшиеся в ходе ее осуществления. В частности, необходимо решить проблемы, связанные с нелегальным уклонением от налогов. Кроме того, важно достичь баланса между правами налоговых органов и правами налогоплательщиков», - отметил эксперт.

По словам Саида Баткибекова, набор мер по осуществлению налоговой реформы в общем-то исчерпан, и вопросы уплаты налогов переместились в сферу этики. Большинство радикальных преобразований, которые можно было бы сделать, уже сделаны, а дальше начинается политическая игра, завязанная иногда на лоббистских интересах.

Мнения чиновников, старающихся снизить налоговое бремя, сейчас разделились. Одни, которые выступают за дальнейшее снижение налоговой нагрузки, фактически отражают интересы лишь бизнеса. Крупным предпринимателям в большей степени выгодно сейчас именно снижение налогов, а не дерегулирование, причем всё равно каким способом этого достичь. Другие придерживается мнения, что снижать налоговую нагрузку пока нельзя, поскольку пределы снижения ставок налогов действительно уже исчерпаны.

Такие противоречия, по мнению Саида Баткибекова, могут привести к тому, что налоговая реформа перестанет отвечать интересам общества.

читать →