Понедельник, 09.07.2018, 00:00
В статье рассматриваются возможности конъюнктурных опросов предприятий в условиях несовершенства официальной статистики и с учетом особенностей развития российской экономики в последние годы. На основе 25-летнего опыта Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (ИЭП) в области проведения и развития ежемесячных опросов промышленных предприятий показано, что этот источник данных способен дополнить результаты традиционной статистики, а в случае кризисов 2008-2009 гг. и 2015-2016 гг. - существенно превзойти их. Так, кризис 2008-2009 гг. был зарегистрирован опросами ИЭП на месяц раньше его официального признания, а особенности 2015-2016 гг. - отсутствие кризисного спада спроса, выпуска и занятости при уверенном контроле предприятий за запасами готовой продукции - были показаны уже в I кв. 2015 г. Гибкая организация конъюнктурных опросов ИЭП позволяет прямо измерять многие актуальные на современном этапе, но недоступные традиционной статистике явления. В 2012-2017 гг. результаты опросов ИЭП показали невысокую востребованность в девальвации рубля как защитной меры для отечественного производителя в условиях критической зависимости промышленности от импортного оборудования, комплектующих и сырья. По этой причине укрепление рубля в феврале 2015 г. считалось российскими предприятиями важнейшей антикризисной мерой, а оценка фактического влияния девальвации рубля на спрос, себестоимость и инвестиции в 2015-2017 гг. была всегда негативной.