Пятница, 23.03.2018, 00:00
В статье рассматриваются сформировавшиеся в России и отдельных странах с федеративным устройством правила и ограничения для субнациональных бюджетов, а также текущий уровень долговой нагрузки соответствующих публично-правовых образований. По мнению авторов, в мировой практике современные бюджетные правила для регионов отличают гибкие встроенные механизмы, позволяющие им оперативно адаптироваться к внешним и внутренним шокам без внесения изменений в их базовую конструкцию. Тем самым обеспечивается не только бюджетная устойчивость государственных финансов на региональном уровне, но и стабильность бюджетного законодательства и его правоприменительной практики. Авторы анализируют аргументацию за и против применения обусловленных бюджетных правил, то есть особенностей привязки ограничений отдельных бюджетных параметров (объема расходов, дефицита региональных бюджетов, государственного долга) к таким критериям, как уровень дотационности, объем накопленной долговой нагрузки, динамика темпов роста ВРП и т. п. На основе анализа международной и российской практики делается вывод о целесообразности отказа от дифференциации бюджетных правил исходя из уровня дотационности регионов, а также о необходимости ужесточения требований к регионам с высокой долговой нагрузкой и придания бюджетным правилам достаточной гибкости. Для обеспечения эффективного применения новых бюджетных правил авторы предлагают ограничить практику принятия решений федерального уровня, непосредственно влияющих на расходные обязательства регионов, а также ввести систему встроенных механизмов повышения бюджетной дисциплины, включающей поощрение регионов, проводящих ответственную бюджетную политику, и применение санкций за нарушение бюджетных правил.