Четверг, 02.03.2017, 00:00
В статьне оценивается влияние нескольких агрегированных показателей, а также переменных, характеризующих школьную систему, на результаты по международному тесту PISA по математике, распространенному показателю, измеряющему межстрановые различия в запасе человеческого капитала. Оценка эффектов проводится за счет использования панельных данных по 51 стране из базы данных ОЭСР за 1999–2011 годы. Полученные авторами результаты свидетельствуют о том, что с учетом контроля на уровень ВВП на душу населения значимый положительный эффект на формирование человеческого капитала в школе оказывает ряд демографических и социальных показателей. В частности, это доля городского населения, низкий уровень неравенства доходов, измеренного при помощи индекса Джини, низкая доля иммигрантов, а также иммиграционная политика, создающая условия для того, чтобы профессиональный канал иммиграции стал доминирующим способом приезда мигрантов. Также на оценки по тесту PISA по математике положительно влияют такие свойства школьной системы, как наличие единого внешнего экзамена и отсутствие системы раннего распределения учеников по программам разного уровня сложности согласно их способностям. Негативное влияние последней особенно велико в тех странах, где нет доминирования профессионального канала иммиграции. Это позволяет предположить, что в таком случае система распределения учеников затрудняет интеграцию детей иммигрантов с низким социальным капиталом в учебный процесс. Полученные результаты согласуются с рядом предшествующих исследований, рассматривающих влияние характеристик школьной системы, а также макроэкономических показателей на качество образования.