Среда, 22.02.2017, 00:00
Правила установления резидентства определяют широту распространения налоговой юрисдикции государства и налоговые условия деятельности для иностранных и внутренних инвесторов и компаний. В статье приведен аналитический обзор подходов зарубежных стран к определению резидентства физических и юридических лиц, рассмотрена концепция установления резидентства в контексте международной налоговой политики, сформулированы рекомендации для развития концепции резидентства в Российской Федерации. Исследованы взаимосвязи правил определения налогового резидентства, правил КИК, системы налогообложения доходов нерезидентов в контексте международной налоговой конкуренции. Авторы проводят сравнительный анализ лучшего зарубежного опыта, представленного в Комментариях к Модельной Конвенции об избежании двойного налогообложения ОЭСР, и российского налогового законодательства в части подходов к определению резидентства. Авторы приходят к нескольким важным выводам, среди которых вывод о том, что развитые страны склонны выбирать территориальную налоговую систему, а также, что в связи с движением на международном уровне к автоматическому обмену информацией между странами уклонение от статуса резидента России, где налоговые ставки находятся на достаточно низком уровне, становится выгодным только для физических лиц – потенциальных налоговых резидентов стран с еще более низким уровнем налогообложения физических лиц или отсутствием такового (например, Саудовская Аравия или отдельные офшорные юрисдикции), либо стран, в которых правила КИК отсутствуют.