Понедельник, 16.01.2017, 00:00
Цель настоящей работы — оценка того, насколько действующая методика распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации сохраняет стимулы к развитию экономики регионов. Для ответа на этот вопрос уточняется понятие «стимул» и предлагается показатель, значение которого позволяет не только судить о наличии или отсутствии стимула развивать региональную экономику, но и дать его количественную оценку. Этот показатель — степень замещения прироста налоговых и неналоговых доходов снижением выравнивающих дотаций, который показывает, как изменился бы размер выравнивающего трансферта в случае, если бы налоговый потенциал региона был другим. Гипотеза о наличии достаточного количества таких стимулов, которая, на первый взгляд, противоречит распространенному мнению об их отсутствии, базируется на приведенном в работе широком перечне элементов и особенностей методики распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, которые способствуют сохранению таких стимулов. Данная гипотеза подтверждается результатами расчетов. В частности, на основе расчетов влияния изменения налогового потенциала регионов на размер указанных дотаций за период 2006–2015 годов показано, что для большинства регионов рост доходного потенциала менее чем наполовину компенсировался снижением выравнивающих дотаций, что говорит о наличии существенных стимулов для регионов развивать свои экономику и доходную базу бюджета. При этом стимулирующий эффект оказался разным для субъектов Российской Федерации, имеющих исходный уровень бюджетной обеспеченности до распределения выравнивающих дотаций ниже и выше 0,6: для последних он существенно выше. В работе также говорится о дополнительных факторах, связанных с ростом доходного потенциала, негативно влияющих на чистый финансовый эффект для бюджета региона.