Вестник. № 12 2003 г.

Суббота, 20.12.2003, 00:00

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ   ПЕРЕХОДНОГО  ПЕРИОДА

№ 12 2003 г.

В НОМЕРЕ:

Визит Е.Т. Гайдара в Ирак  

 

 

Научные проекты

Конференции

Публикации

Гости ИЭПП
Ученый совет ИЭПП
Диссертационный совет ИЭПП

 

 

ВИЗИТ Е.Т. ГАЙДАРА В ИРАК

  Содержание
 

      20-21 сентября 2003 года Директор ИЭПП Е.Т. Гайдар посетил Ирак по приглашению Временной администрации Ирака и Государственного департамента США. Целью его визита было участие в конференции «Уроки переходного периода стран Восточной и Центральной Европы для Ирака». Помимо Е.Т. Гайдара, участие в конференции приняли ведущие эксперты из указанных стран, а также американские и иракские экономисты, политологи, государственные и общественные деятели.

   Организаторы конференции ставили своей целью не только обмен опытом, но и активизацию диалога между европейскими и местными экспертами по ключевым проблемам переживаемого Ираком переходного периода от авторитаризма к рыночному демократическому обществу.

   Е.Т. Гайдар выступил с докладом на тему «Мобилизация консенсуса в обществе в отношении реформ». В своем выступлении он провел параллели между Ираком саддамовской эпохи и СССР, указав на ряд сходных черт, среди которых главными, по   его мнению, были закрытость страны, наличие жесткой, полувоенной экономической системы, подразумевавшей, помимо прочего, доминирование государственного сектора, рационирование основных продуктов для населения, ключевую роль правящей партии и полицейско-карательные органы. Вместе с тем, подчеркнул докладчик, в Ираке разрешались, правда, в ограниченной форме, рыночные отношения и частная собственность.

   По мнению Е.Т. Гайдара, ситуацию в России начала 90-х годов и послевоенном Ираке роднит слабость нарождающихся базовых общественных институтов: в условиях, когда старая система рухнула, а новая еще только создается, правительство оказывается неспособным проводить в жизнь действенные решения, способствующие быстрой стабилизации экономической ситуации в стране, ликвидации анархии и преступности. Все это требует неустанной, кропотливой работы, что вступает в противоречие с завышенными ожиданиями населения, которое, избавившись от гнета предшествующего тоталитарного режима, убеждено в немедленном наступлении «рая на земле». Именно в этом, по убеждению автора, коренится один из основных вызовов для посттоталитарного правительства, что осложняет проблему консолидации общества в отношении проведения базовых реформ.

   Наконец, одной из важнейших проблем становится политика в отношении тех членов бывших государственных структур и правящей партии, которые вступали в нее, движимые сугубо прагматическими соображениями, будь то страх перед репрессиями или стремление сделать карьеру. Докладчик привел доводы в пользу реалистичной, селективной политики по отношению к ним и возможности их привлечения к строительству нового Ирака.

   Оговариваясь, что недостаточное знание реалий современного Ирака и понимание  того, что советы «из прекрасного далека» чреваты появлением новых проблем для страны, находящейся на пороге перехода к демократии и рынку, Е.Т. Гайдар предложил народу Ирака самому сделать трудный выбор на этом пути, учитывая при этом опыт стран, переживших сходную ситуацию.

НАУЧНЫЕ ПРОЕКТЫ

Содержание

ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ГРАНТУ АМР США

   В июле 2003 г. завершился очередной, пятый этап сотрудничества Института экономики переходного периода с Агентством международного развития (АМР) США. В ходе этого этапа сотрудниками Института были подготовлены работы по следующим темам: результаты налоговой реформы и предложения по ее продолжению, проблемы долгосрочного экономического роста, инвестиционная политика предприятий, корпоративное управление, кредитно-денежная политика и курс рубля, анализ конкуренции на российском рынке, социальные проблемы, пенсионная реформа, политическая экономия, проблемы аграрного сектора, административная реформа, реформирование таможенного законодательства, демографические проблемы.

   Важным направлением работы по-прежнему было консультирование научными сотрудниками ИЭПП министерств и ведомств, среди которых следует особо отметить Министерство финансов, Министерство экономического развития и торговли. В рамках гранта АМР велась большая издательская деятельность, научные работы переводились на английский язык. Научные разработки Института излагались и обсуждались в ходе международных экономических форумов. В результате ИЭПП стал более широко известен среди зарубежных экономистов. Важным аспектом деятельности стало написание учебных пособий. Так, В.П. Носко было подготовлено пособие «Эконометрика для начинающих. Основные понятия, элементарные методы, границы применимости, интерпретация результатов».

   В июне 2003 г. АМР США продлило соглашение о сотрудничестве с ИЭПП еще на четыре года. К уже имеющимся направлениям работы добавились новые: содействие развитию региональных экономических центров в России и улучшение системы распространения результатов экономических исследований.

   На начальном этапе сотрудничества ИЭПП с региональными экономическими центрами предполагается выбрать потенциальных партнеров посредством конкурсного отбора среди наиболее продвинутых региональных экономических центров. В этом плане нужно будет создать наиболее полную базу данных о региональных экономических исследовательских центрах. Из этой базы данных специальная комиссия будет выбирать потенциальных партнеров для сотрудничества. После выбора партнеров будет создана сеть региональных центров, связанных с Институтом.

   Работы, подготовленные сотрудниками ИЭПП в рамках пятого этапа сотрудничества с АМР США,  размещены на сайте www.iet.ru.

НОВЫЕ ПРОЕКТЫ ИЭПП

   В 2003 г. ИЭПП приступил к разработке рекомендаций по экономической политике в странах СНГ. Директор Института Е.Т. Гайдар в начале года принял участие в конференции «Страны СНГ с низким уровнем доходов: прогресс и задачи переходного периода», организованной международными финансовыми организациями в рамках программы поддержки стран СНГ-7.

   В июне 2003 г. делегация ИЭПП посетила проводимый в Кыргызстане IV Инвестиционный саммит с участием Президента Кыргызской Республики, представителей Правительства КР и иностранных инвесторов. Основными темами саммита были привлечение иностранных инвестиций, макроэкономическая политика и дерегулирование в Кыргызской Республике. Е.Т. Гайдар выступил с докладом, посвященным опыту российских реформ, в том числе опыту налоговой реформы. По результатам визита специалисты ИЭПП были привлечены к разработке рекомендаций по макроэкономической и налоговой политике Кыргызстана. В октябре 2003 г. состоялся очередной визит делегации ИЭПП в г. Бишкек, в ходе которого обсуждались предварительные результаты работы.

 

КОНФЕРЕНЦИИ

  Содержание
 

   27-28 сентября 2003 г. в г. Сочи состоялась очередная конференция в рамках российско-канадского проекта CEPRA. В ней приняли участие представители российского правительства, администрации г. Сочи, эксперты ИЭПП и партнерских организаций, канадские исследователи, а также представители
Европейского Союза и международных финансовых организаций.

   В ходе конференции были обсуждены таких ключевые для России проблемы, как реформирование системы государственных расходов и муниципальных финансов. С докладами выступили Директор ИЭПП Е.Т. Гайдар, главный научный сотрудник Института В.А. Мау,
руководители лабораторий С.Б. Баткибеков и И.В. Стародубровская.

   Выступая перед участниками конференции, Е.Т. Гайдар остановился на основных проблемах, с которыми приходится сталкиваться сегодня муниципальным образованиям.
И.В. Стародубровская ознакомила аудиторию с возможностями российских муниципалитетов проводить собственную реалистичную финансовую политику. Этот вопрос рассматривался и в докладе Вице-мэра г. Сочи Н.Е. Симковской. Президент Института экономики города
Н.Б. Косарева остановилась в своем выступлении на взаимовлиянии и взаимоотношениях между финансовой политикой на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Член Консультативного совета проекта CEPRA профессор Сочинского университета туризма и курортного дела А.А. Татаринов обратился к опыту города-курорта Сочи в области финансовой политики.

   Программой конференции предусматривалось также проведение круглых столов по темам, отраженным в ее названии. На одном из них, где основными докладчиками были к.э.н. С.Б. Баткибеков и д-р Дэвид Гуд (Университет Виктории, Канада), рассматривалась проблема государственных расходов. В рамках другого круглого стола прошло обсуждение успехов и проблем в сфере муниципальных реформ.
Основными докладчиками на нем были  к.э.н. И.В. Стародубровская и проф. Х. Китчен (Университет Трент, Канада). Результаты обоих обсуждений были представлены на заключительном пленарном заседании.

   В рамках конференции состоялось заседание высшего органа CEPRA – Консультативного совета, сопредседателями которого с российской и канадской стороны являются соответственно Е.Т. Гайдар и Г. Смит. На встрече были определены приоритетные направления исследований, среди которых: проблемы фискального федерализма, оптимизация структуры бюджетных расходов и реформирование системы государственных   казенных предприятий, реформа муниципальных финансов, формирование института банкротства в российских регионах, перспективы миграции и этнического развития в России.

   Члены Консультативного совета определили время и место проведения следующей конференции по проекту CEPRA – июль 2004 года, г. Калининград.

 

ПУБЛИКАЦИИ

  Содержание
 

Работы, подготовленные по материалам исследовательского Проекта ИЭПП в рамках гранта, предоставленного Агентством международного развития США (USAID):

______________________________________________________________________________

   Сравнительный анализ денежно-кредитной политики в странах с переходной экономикой
   Дробышевский С., Козловская А., Левченко Д., Пономаренко С., Трунин П., Четвериков С.

   В работе проведен эмпирический анализ влияния денежной политики на реальный выпуск в 12 странах с переходной экономикой (Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Польша, Румыния, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия, Эстония), а также проверены гипотезы относительно существования отдельных каналов трансмиссии денежно-кредитной политики в этих странах. Особый раздел работы посвящен выявлению фактических (неявных) целей денежных властей в переходных экономиках, а также анализу возможных плюсов и минусов евроизации стран восточной и центральной Европы.

______________________________________________________________________________

   Особенности формирования национальной модели корпоративного управления
   Радыгин А., Энтов Р., Межераупс И.

   Целью работы является рассмотрение теоретических подходов, сложившихся при анализе классических моделей корпоративного управления, изучение новаций в сфере корпоративного управления в России и разработка прикладных рекомендаций в области корпоративного законодательства.

   В первой части исследования представлен теоретический обзор классических моделей корпоративного управления. Во второй части рассматриваются общие тенденции развития корпоративного управления в пост-социалистической экономике. Третья часть посвящена вопросам дальнейшего совершенствования корпоративного законодательства, прежде всего в рамках действующего закона «Об акционерных обществах». В заключении представлены подготовленные в процессе исследования прикладные рекомендации касательно средне- и долгосрочного государственного регулирования в области корпоративного законодательства и корпоративного управления.

______________________________________________________________________________

   Анализ механизмов государственного финансирования сферы культуры
   Сорочкин Б., Рубинштейн А.

   В работе дана краткая характеристика отрасли «культура, искусство и кинематография» и ее экономического потенциала, представлены основные направления и конкретные меры по модернизации системы бюджетного финансирования деятельности  в области  культуры. Поскольку только бюджетная поддержка отрасли была, есть и останется в будущем гарантией выполнения культурой и искусством тех социальных задач, которые ставит перед ними любое цивилизованное государство, следует ясно сознавать, что сама система бюджетного финансирования культуры нуждается в серьезной модернизации. Обсуждаются также проблемы диверсификации источников финансирования культурной деятельности. В исследовании использован обширный статистический материал.

______________________________________________________________________________

   Анализ финансовых потоков в системе профессионального образования
   Клячко Т.

   Проблемы финансирования системы профессионального образования в последние годы   несколько отошли на задний план, уступив главное место реформированию финансовых потоков в высшем образовании. Автор рассматривает возможные модели финансирования различных уровней профессионального образования, а также перспективы их реализации в ближайшем будущем.   Кроме того,  он делает попытку проанализировать  возможность построения интегрированной модели, трансформации   исходных моделей и т.п. Вместе с тем, поскольку финансирование разных уровней профессионального образования   осуществляется в настоящее время на различных принципах, возникают проблемы формирования непрерывной системы профессионального образования, повышения эффективности ее функционирования на разных уровнях подготовки кадров, создания условий для оптимизации сети учебных заведений, сроков обучения на каждом уровне и разнообразия образовательных карьер. В работе исследуются возможные варианты решения указанных проблем на основе выявления институциональных факторов, обеспечивающих развитие каждого из уровней системы профессионального образования.

______________________________________________________________________________

   Политико-экономический анализ трансформации механизмов финансирования здравоохранения и образования
   Шишкин С., Чернец В., Чирикова А.

   В работе проведен анализ интересов и позиций субъектов систем финансирования здравоохранения и образования по отношению к их реформированию. Источниками информации являются интервью с работниками организаций здравоохранения и образования, органов управления ими, региональных органов власти и органов местного самоуправления и др.

   Авторами дана политико-экономическая оценка реализуемости таких обсуждаемых типов преобразований в системах финансирования здравоохранения и образования, как: пересмотр государственных гарантий оказания медицинской помощи населению, реструктуризация системы медицинского обслуживания, модернизация системы ОМС, введение правил приема в вузы по результатам единого государственного экзамена школьников и переход к финансированию вузов на основе государственных именных финансовых обязательств.  Были разработаны предложения по реалистичным стратегиям и конкретным институциональным механизмам изменения систем финансирования в рассматриваемых сферах.

______________________________________________________________________________

   Анализ возможностей создания системы добровольного медико-социального страхования
   Шишкин С., Попович Л., Потапчик Е., Сурков С.

   В работе в качестве средства преодоления изъянов сложившихся в России систем обязательного медицинского и социального страхования предлагается разрешить работающим гражданам выходить из систем обязательного медицинского и социального страхования, заключать с негосударственными страховщиками договоры добровольного страхования рисков и использовать часть средств социального налога для оплаты взносов, предусматриваемых этими договорами.

   Проведен количественный анализ допустимых пределов той части социального налога, которая может быть направлена в счет оплаты взносов по договору добровольного медико-социального страхования в случае выхода гражданина из систем обязательного медицинского и социального страхования. Рассмотрены варианты создания предлагаемой системы добровольного медико-социального страхования с точки зрения их организационно-технической реализуемости, в частности, возможностей решения проблемы страхования риска катастрофических расходов, связанных с лечением некоторых заболеваний.

______________________________________________________________________________

   Государственное пенсионное обеспечение: поддержка уровня
   Смирнов С., Турунцева М., Леонова Н.

   С началом рыночных реформ в России в 1992 г. получатели государственных трудовых и социальных пенсий как лица с фиксированными доходами неоднократно оказывались в положении объектов политических спекуляций. В этот период возникло несколько принципиально ошибочных тезисов, которые стали своеобразными ловушками для общественного сознания и в той или иной мере повлияли на действия российских законодателей и правительства в области реформы пенсионной системы. Эти тезисы активно использовались в так называемой «политической» социальной политике.

   Среди достоинств принятых в декабре 2001 г. федеральных законах «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» авторы выделяют закрепленную в них количественную и календарную определенность механизма индексации пенсий. Однако до сих пор остаются нерешенными, как минимум, две крупные проблемы: созданный механизм индексации трудовых пенсий привязан, прежде всего, к динамике основных макроэкономических показателей; в качестве исходного уровня для дальнейшей эволюции параметров государственного пенсионного обеспечения было принято его состояние на конец 2001 г., которое не может рассматриваться как идеальное. Таким образом, обязательства (ответственность) государства по поддержанию уровня государственного пенсионного обеспечения были заменены иными обязательствами (ответственностью), связанными с индексацией размеров различных составных частей пенсий в зависимости от таких факторов, как рост потребительских цен, состояние бюджета Пенсионного фонда, изменение средней заработной платы в стране. Такая ситуация может рассматриваться как допустимая для работающих пенсионеров, но в отношении тех, для кого государственные трудовые пенсии и социальные пенсии являются единственным (или основным) источником доходов подобного рода подмена понятий носит принципиальный характер.

______________________________________________________________________________

   Конкуренция в российской промышленности (1995-2002 гг.)
   Цухло С.

   Исследование посвящено изучению конкуренции на рынках сбыта российских промышленных предприятий в течение 1995-2002 гг. с использованием опросов руководителей предприятий. Такой подход преодолевает принципиальные трудности, свойственные традиционным методам. Оценка конкуренции на основе опросов руководителей предприятий дает возможность получать обобщенные данные об уровне конкуренции в подотраслях, отраслях и всей промышленности в режиме мониторинга без существенных материальных затрат. Базой для мониторинга конкуренции являются ежемесячные конъюнктурные опросы промышленных предприятий, проводимые ИЭПП с 1992 г.

______________________________________________________________________________

   Обзор бюджетных расходов на сельское хозяйство: региональных аспект
   Серова Е., Карлова Н., Тихонова Т., Храмова И., Шик О.

   Целью проведенного исследования являлась выработка рекомендаций по совершенствованию бюджетного финансирования АПК на региональном уровне. Для изучения основных типичных проблем бюджетного финансирования АПК на региональном уровне был проведен анализ в трех регионах России – Чувашии, Вологодской и Челябинской областях. Кроме того, был использован аналитический материал, наработанный авторами в ряде других регионов страны (Нижегородской, Пермской, Ростовской и др. областях).

   В работе проведены расчеты интегральной оценки уровня поддержки АПК в регионе на основе методологии Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эта оценка, впервые примененная на региональном уровне, позволяет сопоставлять уровень поддержки АПК по регионам, оценивать динамику поддержки АПК по годам, определять структуру этой поддержки (за счет бюджетных трансфертов или за счет ценового фактора осуществляется эта поддержка).

______________________________________________________________________________

   Рынок покупных ресурсов в российском сельском хозяйстве
   Серова Е., Карлова Н., Тихонова Т., Храмова И., Шик О., Гражданинова М., Усольцев А.

   Работа является вторым исследованием по данной теме и содержит промежуточные результаты трехлетнего изучения рынков покупных ресурсов в сельском хозяйстве. На предыдущей стадии исследования авторами было дано описание современного состояния рынка сельхозтехники, удобрений и горюче-смазочных материалов, а также разработана методология дальнейшего исследования этих рынков.

   Главным теоретическим результатом работы стало построение производственных функций основных сельскохозяйственных продуктов на основе панельных данных. Одновременно исследование позволило сформулировать некоторые экономико-политические рекомендации. Во-первых, исследование подтвердило сделанный ранее вывод о необходимости государственной политики по расширению неаграрной занятости в сельской местности с целью повышения эффективности аграрного производства. Во-вторых, при формировании аграрной политики необходимо исходить из понимания, что главными лимитирующими факторами аграрного производства являются не сельскохозяйственная техника (что сегодня часто доминирует в предпринимаемых мерах поддержки), но удобрения, корма, семена и т.д. В-третьих, для стимулирования потребления минеральных удобрений внутри страны нужны внерыночные меры увеличения предложения удобрений на внутреннем рынке.

______________________________________________________________________________

   Вертикальная интеграция в продовольственном комплексе России
   Храмова И.

   Исследование посвящено проверке гипотезы, объясняющей мотивы возникновения агрохолдингов и количественной оценке параметров, связанных с формами организации производства и результатами их деятельности. Для этого был проведен анкетный опрос ряда агрохолдингов в Ростовской области, результаты которого показали, что основным мотивом создания агрохолдингов является стремление преодолеть несовершенство рынка в условиях неразвитых структур и институтов. Гипотеза организации агрохолдингов с целью диверсификации рисков не получила подтверждения в качестве основного мотива.

   В заключении делаются выводы из проведенного исследования и даются рекомендации относительно основных направлений региональной поддержки аграрного сектора в свете разрабатывающихся программ финансового оздоровления сельскохозяйственных предприятий и процедуры банкротств убыточных хозяйств. Совпадение среднесрочных интересов региональной администрации и несельскохозяйственных компаний (они становятся основными покупателями хозяйств-банкротов) делает возможным привлечение последних к участию в ряде программ поддержки аграрного сектора и развития сельских территорий.

______________________________________________________________________________

   Проблемы прав на интеллектуальную собственность
   Дежина И.

   В работе анализируется трансформация экономико-правовых основ регулирования прав на объекты интеллектуальной собственности, полученные за счет средств государственного бюджета. Выявляется роль государства в этом процессе, в сравнительном контексте рассматриваются элементы механизмов коммерциализации объектов интеллектуальной собственности, наиболее широко используемые в мире. В заключении приводится ряд предложений по совершенствованию государственного стимулирования коммерциализации интеллектуальной собственности в России.

______________________________________________________________________________

Работа, подготовленная и опубликованная сотрудниками ИЭПП в рамках проекта CEPRA (Российско-Канадский консорциум по вопросам прикладных экономических исследований), финансируемого Канадским Агентством Международного Развития (CIDA):

   Повышение эффективности бюджетного финансирования государственных учреждений и управления государственными унитарными предприятиями
   Том I. Совершенствование системы управления и финансирования бюджетных учреждений
   Баткибеков С., Гребешкова Л., Дежина И., Золотарева А., Китова Г., Костина Е., Кузнецова Т., Рождественская И., Синельников-Мурылев С., Шишкин С.

   Том II. Проблемы управления и задачи регулирования в секторе государственных унитарных предприятий
   Кокорев А., Кузык М., Мальгинов Г., Радыгин А., Симачев Ю., Татаринов А.

   В первом томе исследования содержится детальный анализ существующего правового регулирования деятельности государственных учреждений, законодательных основ их бюджетного финансирования, рассматриваются специфические особенности данных проблем в социальных отраслях. Содержаться рекомендации по реорганизации системы управления и финансирования государственных учреждений, а также по реформированию организационно-правовых форм их функционирования.

   Основными задачами второго тома являются анализ существующих организационно-правовых форм и специфических инструментов управления государственными унитарными предприятиями, механизма и проблем финансирования и путей реорганизации системы ГУП, а также выработка соответствующих рекомендаций применительно к условиям сегодняшней России.

   Полученные результаты могут быть использованы: в качестве элементов законодательной базы государственного регулирования (в том числе для поправок в действующие нормативно-правовые акты и для разработки новых нормативно-правовых документов);  для подготовки программ развития экономики России на различную перспективу; как специфический элемент концепции развития долгосрочной национальной модели корпоративного сектора.

______________________________________________________________________________

   Анализ доходных источников и расходных обязательств муниципальных образований
   Стародубровская И., Жаворонков С., Коровин Е., Милентьева К., Славгородская М., Юдин А.; научный консультант - Трунин И.

   В работе анализируется существующий механизм регулирования местных финансов и выдвигаются предложения по их реформированию. Принципиальным отличием исследования от других в рамках данной проблематики является использование большого массива информации по исполнению бюджетов в конкретных муниципальных образованиях. Тем самым результаты исследования и вытекающие из них практические предложения отражают не только теоретические взгляды и идеологические предпочтения авторов, но и расчеты на основе реальной бюджетной информации.

   На основе фактических данных моделировались различные сценарии, позволяющие прогнозировать финансовые последствия реализации тех или иных мер в области изменения компетенции местных властей, закрепления за муниципалитетами различного перечня доходных источников, механизмов межбюджетного выравнивания. В работе предложен инструментарий, позволяющий оценивать результаты различных обсуждающихся сейчас предложений по реформе местного самоуправления.

   Один из разделов работы посвящен анализу международного опыта функционирования муниципалитетов и регулирования местных финансов.

 
Визит Е.Т. Гайдара в Ирак - Научные проекты - Конференции - Публикации - Гости ИЭПП - Ученый совет ИЭПП - Диссертационный совет ИЭПП

читать →