Долг и инвестиции для субъектов российской федерации (Научные труды №22)

Понедельник, 15.05.2000, 00:00

В данной работе рассматриваются проблемы, связанные с долгом и инвестициями в контексте бюджетов субъектов Российской Федерации. Для этого рассматриваются зарекомендовавшие себя наилучшим образом методы мировой практики («Лучшая практика»), специфические условия РФ в текущий переходный период. Далее предлагаются способы и практические инструменты, предназначенные для обеспечения реальной поддержки в российских условиях.

От Автора

Предлагаемая на суд читателя книга была создана в ходе реализации проекта фонда Know How (Великобритания) в рамках программы технического содействия. Материалы, представленные в книге, отражают точку зрения автора и не могут рассматриваться как позиция фонда Know How.

Настоящая книга была подготовлена по результатам работы, проведенной главным образом в Санкт-Петербурге (хотя и не только в этом городе) в сотрудничестве с другими международными организациями в рамках проектов EBRD's Creditworthiness Enhancement Programme, IBRD's Strategic Plan and City Centre Rehabilitation programmes, KHF's accounting and financial information project.

Книга адресована прежде всего региональным органам власти Российской Федерации, и сфера ее применимости не ограничивается только Санкт-Петербургом.

Пониманию специфики российской ситуации способствовали контакты или участие автора в работе по реализации в России других проектов, таких, как региональный финансовый проект в рамках программы технического содействия МБРР (RFTAP), программа МБРР по управлению расходами в проекте CSIP (в Новосибирской и Ростовской областях, совместно с германской фирмой GTZ), проект USAID по фискальным отношениям в семи субъектах Российской Федерации (совместно с группой экспертов Государственного университета Грузии), региональный финансовый проект KHF в Пермской области и Алтайском крае (совместно с Институтом экономических проблем переходного периода и английской фирмой Pannel Kerr Foster), мониторинг в рамках проекта TACIS (совместно с EA Ratings). Весьма полезным оказалось участие и в других проектах, финансируемых другими организациями, — их полный перечень занимает семнадцать страниц. Невозможно даже попытаться перечислить всех тех людей, кому автор признателен за помощь в работе, поскольку упомянуть одних значило бы забыть о других.

Работа автора в значительной мере зависела от конструктивного и внимательного отношения российских коллег. Что касается организаций, с которыми довелось сотрудничать при подготовке настоящей книги, то, выражая им свою огромную признательность, автор хотел бы особенно отметить Комитет по финансам Санкт-Петербурга, а также Министерство финансов Российской Федерации в качестве основных партнеров, обеспечивших базис настоящего исследования.

Особую благодарность автор выражает Институту экономических проблем переходного периода за помощь в издании настоящей книги, а также Анастасии Науменко и Евгении Антоновой — за непростую кропотливую работу по переводу и редактированию текста книги.

Эндрю Добсон,
27 апреля 2000 г.

Содержание

 

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОЛИТИКЕ 7
ВВЕДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ 10
КРАТКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ И ВЫВОДЫ 16
  Краткий обзор международной «Лучшей практики» в управлении бюджетом 16
  Долг в Российской Федерации 18
  Инвестиции в Субъектах Российской Федерации 21
ЗАПАДНЫЙ «ОБРАЗЕЦ» 24
  Роль «Лучшей практики» 25
  Бюджет в целом 29
  Долг и инвестиции 31
РОССИЙСКАЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ 46
  Бюджет и отчетность 46
  Долг 52
  Фактическое положение дел в сфере инвестиций и финансирования 56
СХЕМА ЗАЕМНОГО И ИНВЕСТИЦИОННОГО ЦИКЛА 66
ЗАЕМНЫЙ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ЦИКЛ 67
КОММЕНТАРИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО УПРАВЛЕНИЮ ДОЛГОМ 76
  Роль модели планирования 77
  А. Определение всех обязательств, их объема и сроков 79
  Б. Определение способа выполнения обязательств 84
  В: Идентификация рисков долга 85
  Другие риски 90
  Г: Выбор новых инструментов заимствования 92
  Д. Будущая долговая емкость 97
  Значение «портфельного» подхода к долговым решениям 97
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН И ПРОЦЕСС 103
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ И  ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ 103
  1. Бюджет и процесс финансового планирования 103
  2. Инвестиционная стратегия и политика 104
  3. Оценка проектов 107
  4. Отбор инвестиционных проектов 109
  5. Внедрение 111
  6. Последующий анализ 112
  7. Содействие инвестициям 113
  8. Финансирование 115
МОДЕЛЬ ОТБОРА ИНВЕСТИЦИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ КАТЕГОРИЯМ 117
  Стратегия выбора между различными   категориями инвестиций 120
  Результаты предлагаемого подхода 122
СТИМУЛИРОВАНИЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ 126
  Гарантии 126
  Внебюджетные внерисковые структуры 131
ПЛАН ПО ДОЛГУ И ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПЛАН 136
ПОЯСНЕНИЯ К ЭЛЕКТРОННОЙ ТАБЛИЦЕ 136
  Сводные таблицы 136
  План по долгу 137
  Инвестиционный компонент 138
  Основные задачи модели 139
ПРИЛОЖЕНИЕ 141

Эндрю Добсон 
Долг и инвестиции для субъектов Российской федерации 
Апрель 2000 года
ISBN 5-93255-023-6



читать →