Воскресенье, 20.05.2001, 00:00
Оценка влияния повышения тарифов естественных монополий, включая тарифы на электроэнергию, а также цен на энергоресурсы на потребительские цены является серьезным вопросом как для самих естественных монополий, так и для органов государственного управления, которые, индексируя тарифы опережающими инфляцию темпами, декларируют обязательства удержать темпы роста цен в рамках заложенных в федеральном бюджете показателей. При проведении оценок влияния повышения тарифов на цены и объемы производства в отраслях экономики основное внимание исследования было уделено поиску ответов на следующие три вопроса:
Обзор и анализ литературы по данной теме показывает, что значительная часть работ по прогнозированию последствий повышения тарифов естественных монополий базируется, главным образом, на работах 1960-70-х гг., ставивших целью изучение отраслевой ценовой динамики. Одним из основных результатов этих работ, среди которых следует выделить прежде всего работу Nordhaus (1970) (см. также Arrow (1964) Stigler, Kindahl(1970)) [1] , стало разграничение долгосрочных и краткосрочных факторов, определяющих ценовое поведение предприятий, а также спецификация ценовых уравнений и демонстрация различия в ценовом поведении между предприятиями монополистического, олигополистического и конкурентного типа. Основной идеей, используемой в этих работах стало получение модели цен из классической микроэкономической модели, включающей предпосылки относительно вида производственной функции. При моделировании цен с использованием ценовых уравнений, гипотезы о спецификации которых следуют из микроэкономического анализа, обычно предполагается, что конечные цены определяются как сумма издержек и некоторой наценки. При этом можно предположить, что наценка зависит от показателей, характеризующих спрос. Соответственно факторы ценообразования, используемые при моделировании можно разделить на две группы: затратные переменные и спросовые переменные. К первой группе относят затраты на оплату труда и материальные затраты - оплата сырья, материалов и пр., а также капитальные затраты. Ко второй группе факторов относятся переменные, отражающие влияние спроса на поведение фирм. К таким переменным относятся степень использования производственных мощностей, отношение уровня запасов к продажам, отношение новых или невыполненных заказов к продажам и др. (эконометрические оценки уравнений см., например, в Eckstein, Wyss, (1972), Straszheim, Straszheim, (1976) [2] ).
Работы последних лет (см. например, Hope, Singh (1995)) используют аналогичные уравнения для оценки влияния повышения тарифов на энергоносители на экономический рост и инфляцию. Общим результатом таких работ является получение свидетельства в пользу наличия влияния повышения тарифов и инфляции. Говоря о влиянии повышения тарифов также следует отметить работы Wolak (2001), Wolak, Patrick (2001) [3] , в которых обсуждается эластичность спроса на электроэнергию по цене и отмечается, что утверждение о неэластичности спроса не всегда выполняется, - на примере введения дифференцированного тарифа для домохозяйств в зависимости от времени суток наблюдается смещение спроса в часы более дешевого тарифа.
Эконометрическое моделирование индекса потребительских цен. Для корректной спецификации модели инфляции (темпа прироста потребительских цен) помимо тарифов также необходимо учитывать и другие факторы, такие как инфляционные ожидания (значения инфляции, взятые с лагом), темпы прироста денежного предложения, номинального обменного курса (как показатель, отражающий изменение стоимости импортных товаров и доходность хранения сбережений в валюте). Соответственно, с учетом результатов тестов на стационарность оценивалась модель зависимости темпов инфляции от темпов прироста указанных показателей и темпов прироста цен производителей в электроэнергетике, газовой промышленности, тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и цен производителей на бензин. Оценки модели проводились для периода 1995/01-2001/12, а также для подпериодов 1995/01-1998/07 и 1999/01-2001/12 на . Для оценок использовались данные Госкомстата РФ и Центрального банка РФ. Проведенные эконометрические оценки для темпов прироста индекса потребительских цен показывают, что тарифы на электроэнергию оказывают статистически значимое (на 10% уровне значимости) влияние на первом подпериоде и на всем рассматриваемом периоде. Эластичность влияния тарифов на электроэнергию на индекс потребительских цен составляет 0,05-0,08. Основными факторами, влияющими на динамику инфляции являются темпы прироста номинального обменного курса доллара, а также значения инфляции и темпа прироста денежной базы, взятые с лагом.
Эконометрическое моделирование цен на жилищно-коммунальные услуги. При моделировании цен на ЖКУ необходимо учитывать, что региональные цены на жилищно-коммунальные услуги непосредственно включают в себя тарифы на электроэнергию и газ. Кроме того, затраты на эти факторы учитываются и в других составляющих ЖКУ, предоставление которых включает потребление электроэнергии и газа. Помимо электроэнергии и газа на цены на ЖКУ также могут оказывать влияние и тарифы на грузовые перевозки МПС, так как отопление жилых и промышленных зданий и сооружений, как правило, осуществляется с использованием угля и мазута, перевозимого по железной дороге. Аналогичным образом, затраты на уборку и благоустройство различных территорий включают в себя расходы на автомобильный бензин, поэтому при сравнении влияния цен на энергоресурсы на цены на ЖКУ в соответствующее уравнение следует включать и этот показатель. В отличие от ИПЦ, тарифы на услуги ЖКУ устанавливаются местными органами власти и муниципалитетами (не считая тарифов на электроэнергию, которые согласовываются с Региональными энергетическими комиссиями). Поэтому цены на ЖКУ в меньшей степени зависят от инфляционных ожиданий, динамики денежного предложения и динамики обменного курса в силу специфики услуг, стоимость которых учитывается при их расчете. Тем не менее, при значительном росте потребительских цен можно ожидать большей индексации и цен на ЖКУ, поэтому помимо оценки модели в темпах прироста цен на ЖКУ были также проведены оценки аналогичных моделей для превышений темпов прироста рассматриваемых индексов цен над темпами прироста ИПЦ.
В целом результаты оценок показали, что статистически значимое влияние на цены на ЖКУ оказывали тарифы на электроэнергию, газ и железнодорожные грузовые перевозки. При этом наибольшее влияние на динамику цен на ЖКУ оказывают тарифы на электроэнергию: эластичность соответствующей зависимости составляет 0,24. Эластичности тарифов на газ и железнодорожные грузовые перевозки составили 0,046 и 0,064 соответственно.
При оценках на интервале с января 1995 года по июль 1998 года были получены аналогичные результаты: статистически значимое положительное влияние на динамику цен на ЖКУ оказывают тарифы на электроэнергию, грузовые железнодорожные перевозки и цены на автомобильный бензин. Наибольшее влияние оказывают тарифы на электроэнергию: рост тарифов на 1% приводит к росту цен на ЖКУ примерно на 0.58%, для тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и цен на бензин эластичности составляют 0.16 и 0.5 соответственно. Во втором периоде с января 1999 по декабрь 2001 года статистически значимое влияние на цены на ЖКУ было обнаружено только для тарифов на электроэнергию: рост тарифов на электроэнергию на 1% приводит к росту цен на ЖКУ приблизительно на 0.55%. Исходя из полученных оценок можно заключить, что влияние тарифов на электроэнергию на цены на жилищно-коммунальные услуги остается на рассматриваемом промежутке времени относительно стабильным.
Оценки моделей для темпов опережения прироста цен на ЖКУ над темпами прироста ИПЦ от соответствующих превышений темпов прироста тарифов над ростом потребительских цен и цен производителей показали, что превышение темпов прироста тарифов на электроэнергию, газ и грузовые перевозки МПС над темпом прироста ИПЦ на 1 п.п. обусловливает превышение темпа прироста цен на ЖКУ над темпом прироста ИПЦ на 0.72, 0.03 и 0.07 п.п. соответственно. Результаты оценок зависимости для превышения тарифов на ценами производителей в среднем по промышленности показали, что только превышение тарифов на электроэнергию над средними ценами производителей оказывает статистически значимое влияние на превышение темпов прироста цен на ЖКУ над темпом прироста ИПЦ. Эластичность такой зависимости составляет около 0,795. Результаты оценок этих моделей на подпериодах показывают, что эластичность зависимости цен на ЖКУ от тарифов на электроэнергию в модели в превышениях над общим ростом цен составляет примерно 0,26-0,34 для первого подпериода и 0,55-0,59 – для второго (в зависимости от модели), то есть в рамках модели относительного прироста на ЖКУ от относительного прироста тарифов наблюдается рост эластичности цен на ЖКУ по отношению к тарифам на электроэнергию.
Эконометрическое моделирование цен производителей по отраслям промышленности. В дополнение к оценке влияния тарифов на потребительские цены и цены на ЖКУ были также проведены оценки влияния тарифов на цены производителей и объемы производства по основным отраслям промышленности. Электроэнергия является одним из основных факторов производства в промышленности, особенно в таких энергоемких отраслях, как черная и цветная металлургия, соответственно, в этих отраслях высока доля затрат на электроэнергию. При анализе влияния цен факторов производства на отраслевые цены производителей следует принимать во внимание возможное замещение одних факторов производства другими. Однако, с учетом того, что значительная часть предприятий в РФ оснащена устаревшим оборудованием и ограничена в инвестиционных ресурсах для внедрения современных энергосберегающих технологий, можно предположить, что спрос на электроэнергию низкоэластичен, то есть потребление электроэнергии незначительно меняется при изменении тарифов. При увеличении тарифов происходит увеличение издержек предприятий и, как следствие, рост цен на продукцию. Аналогично расходам на электроэнергию, в издержки предприятий также могут входить затраты и на другие энергоресурсы, - например, газ и мазут, а также затраты, связанные с транспортировкой товаров, - на железнодорожные перевозки, автомобильный бензин и другие нефтепродукты. При этом мы предполагаем, что повышение цен на эти ресурсы приводит к повышению цен производителей непосредственно в этот же период или с некоторым лагом.
Также на цены производителей могут оказывать влияние и другие факторы. Среди таких факторов следует отметить обменный курс, характеризующий конкурентоспособность импортозамещающих и прибыльность экспортирующих отраслей, а также мировые цены на продукцию экспортирующих отраслей, увеличение которых может приводить к увеличению внутренних цен вследствие выравнивания цен при увеличении доли экспортируемой продукции. С учетом этих соображений, а также результатов теста на стационарность оценка влияния повышения тарифов на электроэнергию, газ и железнодорожные грузовые перевозки, а также цен на автомобильный бензин проводилась в темпах прироста с включением соответствующих переменных в уравнение отдельно по отраслям промышленности.
Оценки для топливной промышленности говорят в пользу наличия положительного влияния темпов прироста тарифов на электроэнергию на темпы прироста цен производителей в этой отрасли, соответствующий коэффициент составляет для всего периода около 0,17 (рост тарифов на электроэнергию на 1% приводит к увеличению цен производителей в топливной промышленности на 0,17%), для подпериодов (1995/01-1998/07 и 1999/01-2001/12) – 0,26%-0,28%. Кроме того, наблюдается стабильная положительная взаимосвязь с ценами на газ и автомобильный бензин (коэффициенты для всего периода оценок составляют 0,10 и 0,21 соответственно). Необходимо отметить, что результаты оценок указывают на наличие устойчивой взаимосвязи внутренних цен производителей в топливной промышленности и внешних факторов, прежде всего мировых на нефть (UK Brent) и номинального курса доллара, - на рассматриваемом периоде темпы прироста этих показателей статистически значимо и положительно влияли на темпы прироста цен производителей в топливной промышленности.
Моделирование темпов прироста цен производителей в черной металлургии показало, что значимая положительная зависимость наблюдается только от темпов прироста цен на грузовые железнодорожные перевозки (коэффициент составляет 0,03), а также темпов прироста цен на автомобильный бензин (с коэффициентом 0,02). При оценке на подпериодах (1995/01-1998/07 и 1999/01-2001/12) коэффициенты при этих показателях незначимы, что указывает на невысокую степень их влияния и значительную дисперсию анализируемых переменных, не позволяющую выделить статистически значимое влияние.
Для цветной металлургии оценки на всем периоде указывают на наличие положительной зависимости цен производителей от тарифов на газ, грузовые железнодорожные перевозки и цен на бензин (коэффициенты составляют около 0,011, 0,03 и 0,02 соответственно). Оценка аналогичных моделей на подпериодах показывает, что значимые зависимости наблюдаются только на первом подпериоде для тарифов на грузовые железнодорожные перевозки и цен на бензин – коэффициенты составляют соответственно 0,09 и 0,15. Тарифы на электроэнергию для цен производителей в цветной металлургии оказались статистически незначимыми, как и для черной металлургии. В целом значимость тарифов на грузовые железнодорожные перевозки для цен производителей в черной и цветной металлургии указывают на значительность этого вида затрат в структуре затрат на производство.
На цены производителей в цветной металлургии также статистически существенное влияние оказывают внешние факторы – мировые цены на металлы и обменный курс – соответствующие темпы прироста показателей статистически значимы в уравнении для темпов прироста цен производителей в цветной металлургии. В химической промышленности стабильная значимая положительная зависимость цен производителей наблюдается только от тарифов на электроэнергию (коэффициент составляет 0,23-0,39 для всего периода и подпериодов). Для второго подпериода (и для всего периода) наблюдается также значимая положительная зависимость от цен на автомобильный бензин, при этом коэффициент составляет около 0,08.
Оценки моделей для темпов прироста цен производителей в машиностроении показывают, что для всего периода наблюдается значимая положительная зависимость от темпа прироста тарифов на электроэнергию (при росте тарифов на 1% цены производителей в машиностроении по модели растут на 0,06%), а также темпа прироста цен на автомобильный бензин (коэффициент составляет 0,013). Оценки на первом подпериоде показывают, что коэффициент при тарифах на электроэнергию составляет около 0,32. Также на этом подпериоде значим и положителен коэффициент при грузовых железнодорожных перевозках, который составляет 0,19. На втором подпериоде значимой положительной зависимости цен производителей в машиностроении от рассматриваемых тарифов обнаружить не удалось.
В целом можно отметить, что статистически значимое влияние тарифов на электроэнергию наблюдается для цен производителей в топливной, химической промышленности и машиностроении, при этом можно отметить, что коэффициенты при тарифах на электроэнергию выше по сравнению с коэффициентами при тарифах на газ, грузовые железнодорожные перевозки и ценами на бензин. Это отражает значительную долю расходов на электроэнергию в структуре затрат этих отраслей и характеризует величину влияния изменения тарифов на цены производителей, - рост тарифов на 1% приводит к росту цен производителей на величину от 0,06% в машиностроении до 0,36% в химической промышленности.
Эконометрическое моделирование индексов промышленного производства по отраслям промышленности. Показатели, характеризующие изменение затрат при увеличении цен на используемые ресурсы, помимо влияния на отраслевые цены производителей могут также приводить к изменению производства через сокращение спроса на продукцию отраслей при повышении цен. Соответственно, повышение тарифов на электроэнергию и продукцию других естественных монополий, а также цен на топливо может приводить к сокращению выпуска отраслей, причем в большей степени для тех отраслей, в структуре затрат которых значительная доля затрат приходится на эти факторы.
Другой группой переменных, которые могут оказывать влияние на объемы производимой продукции являются переменные, характеризующие внутренний и внешний спрос. Для моделирования влияния внутреннего спроса в данной работе мы будем использовать реальные денежные доходы населения, изменение которых может характеризовать изменение агрегированного спроса в целом по экономике. Соответственно увеличение внутреннего спроса может приводить к увеличению объемов производства. Для оценки влияния факторов внешнего спроса в модели для индексов производства по отраслям промышленности также использовался реальный обменный курс, как параметр, характеризующий конкурентоспособность продукции российских предприятий по отношению к импортируемой продукции или продукции конкурентов на мировом рынке, а также мировые цены на продукцию для экспортирующих отраслей, предполагая, что увеличение мировых цен может стимулировать увеличение предложения на мировом рынке и, соответственно, увеличение производства. Кроме того, в уравнение добавлялся чистый экспорт, который косвенно отражает величину спроса на российскую продукцию со стороны других стран [4] .
Результаты оценок модели для темпов прироста индексов промышленного производства с включением перечисленных выше факторов показывают, что значимое (отрицательное) влияние на темпы прироста индекса промышленного производства оказывают только тарифы на электроэнергию, увеличение которых на 1% по оценкам модели приводит к сокращению выпуска на 0,18%. Результаты оценок модели для подпериодов показали, что значимая отрицательная зависимость темпов прироста промышленного производства от темпов прироста тарифов на электроэнергию наблюдается только для первого подпериода (1995/01-1998/07), для этого же подпериода наблюдается значимая положительная зависимость от темпов прироста реальных доходов населения (фактор спроса). Для второго подпериода (1999/01-2001/12) все коэффициенты оказались статистически незначимыми.
Результаты оценок по отраслям промышленности показывают, что на темпы прироста индексов производства по отраслям промышленности оказывают значимое положительное влияние темпы прироста доходов населения (для топливной, химической промышленности и машиностроения) и чистого экспорта (для цветной металлургии). Тарифы на электроэнергию на рассматриваемом периоде оказывают значимое отрицательное влияние на темпы прироста производства в цветной металлургии и машиностроении (коэффициенты составляют –0,39 и –0,58 соответственно). Оценки модели на двух подпериодах: 1995/01-1998/07 и 1999/01-2001/12 дают аналогичные результаты, исключение составляет лишь второй подпериод, для которого значимая отрицательная зависимость от темпов прироста тарифов на электроэнергию наблюдается только для топливной промышленности (коэффициент составляет –0,17).
В дополнение к этому в рамках исследования также проводился анализ влияния эффективных тарифов на электроэнергию на цены и выпуск в экономике, то есть тарифов с учетом сальдо дебиторской и кредиторской задолженности электроэнергетики в расчете на кВт.ч поставленной потребителям энергии. Анализ динамики взаимной задолженности указывает на то, что, по-видимому, примерно с весны 1999 года, РАО стало чистым дебитором, кредитующимся за счет других секторов экономики. Это означает, что при принятии во внимание всего объема просроченных кредиторской и дебиторской задолженностей эффективная цена электроэнергии с 1999 года в среднем стала превышать номинальную. Это означает, что на протяжении последних лет происходило ускоренное увеличение платежей за электроэнергию: увеличивая сальдо задолженности электроэнергетики перед экономикой и одновременно сокращая долю бартера в расчетах, РАО ЕЭС пыталось не только обеспечить дисциплину осуществления контрактных платежей, но и мобилизовать необходимые средства для решения проблем в отрасли при отстающей индексации тарифов.
[1] Nordhaus W. D., (1970), “The Econometrics of Price Determination: Recent Development in Price Dynamics” // Cowles Foundation Paper 377, Oct. 1970, Arrow K. J., (1964), “The Role of Securities in the Optimal Allocation of Risk-Bearing” // The Review of Economic Studies, Apr. 1964, Stigler, G.J., Kindahl J., (1970), “The Behavior of Industrial Prices”, NY: NBER, 1970.
[2] Eckstein, O., Wyss D., (1972), “The Econometrics of Price Determination”, Washington D.C., Board of Governors of Federal Reserve System and Social Science Research Council, 1972; Straszheim, D. H., Straszheim, M. R., (1976), “An Econometric Analysis of the Determination of Prices in Manufacturing Industries" // The Review of Economics and Statistics, May 1976, 58(2).
[3] Wolak F., (2001), “Identification and Estimation of Cost Functions Using Observed Bid Data: An Application to Electricity Markets”, NBER, Working Paper 8191; Wolak, F.A., Patrick, R.H., (2001), “The Impact of Market Rules And Market Structure On Price Determination Process In The England And Wales Electricity.
[4] На практике с учетом специфики российского экспорта, который в значительной степени состоит из экспорта минеральных ресурсов, существуют некоторые ограничения на пропускную способность транспорта, то есть на возможность увеличения объема части экспорта в краткосрочном периоде.
В данной статье приведены краткие результаты выполненного в ИЭПП исследования по оценке влияния изменения тарифов естественных монополий, а также цен на энергоресурсы на цены и объемы производства в экономике РФ.
Подробнее о проекте