Четверг, 16.03.2006, 00:00
№ 16 2006 г. |
В НОМЕРЕ: |
||
1 |
ИЭПП – 15 лет | ||
2 |
Публикации | ||
3 |
Ученый совет ИЭПП | ||
4 |
Диссертационный совет ИЭПП | ||
5 |
Всероссийский конкурс на лучшую дипломную работу по экономике | ||
6 |
Наш досуг |
ЧТО ТАКОЕ ИЭПП |
Институт экономики переходного периода (ИЭПП) – независимое некоммерческое научное учреждение, основанное в 1990 г. благодаря усилиям его директора – бывшего премьер-министра России д.э.н. Е.Т. Гайдара. Учредителями ИЭПП являются Академия народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, Центр социально-экономических исследований (Варшава, Польша) и Французский институт экономической конъюнктуры (Париж, Франция).
Институт проводит исследования по четырем основным направлениям: макроэкономика, социально-экономические исследования, исследования реального сектора, политическая экономия. Деятельностью института управляет Совет директоров, возглавляемый директором Института д.э.н. Е.Т. Гайдаром.
Институт занимается как фундаментальными, так и прикладными исследованиями в области экономики, в том числе вырабатывает высокопрофессиональные рекомендации по заказу органов государственной власти Российской Федерации различного уровня по таким вопросам, как проблемы экономического роста в переходных экономиках, государственные финансы, денежно-кредитная и курсовая политика, политика в области приватизации, корпоративные финансы, реструктуризация и институциональная реформа. Кроме того, ИЭПП осуществляет проект по подготовке нового поколения экономистов и фактически возглавляет объединение, в состав которого входят ведущие российские университеты и которое имеет программы всех уровней высшего экономического образования (степени бакалавра и магистра, последипломное образование и степень магистра бизнес-менеджмента).
Институт не менее активно занимается поддержкой развития гражданского общества в России, обеспечивая помощь и содействие в работе неправительственных организаций. С этой целью Институт осуществляет финансовую, материальную и образовательную поддержку некоммерческих, общественных и других организаций, независимых средств массовой информации, цели и задачи которых соответствуют целям и задачам Института.
С 2000 г. Институт начал сотрудничество со странами СНГ, оказывая содействие в выработке экономической политики их правительствам и неправительственным – главным образом, научно-исследовательским – организациям Армении, Грузии, Кыргызстана и Украины.
Спонсорами научно-исследовательских и других проектов Института являются АМР США, Канадское агентство международного развития, ЕС, ОЭСР, Всемирный Банк, Британский «Фонд ноу-хау», а также различные частные фонды и корпорации США и ЕС.
ЗАДАЧИ, СТОЯЩИЕ ПЕРЕД ИЭПП В СЛЕДУЮЩЕМ ДЕСЯТИЛЕТИИ |
С течением времени под воздействием изменяющихся реалий Совет директоров ИЭПП определил ряд новых проблем, требующих известного пересмотра задач, стоящих перед Институтом. Начиная с 2000 г., задачи института определяются следующим образом:
• Продолжение основных социально-экономических исследований, и, по мере возможности, последовательная пропаганда либеральной и прорыночной государственной политики внутри страны и в странах СНГ.
• Обеспечение высшего экономического образования когорте будущих экспертов – экономистов и политиков, распространение идей либерализма и демократии среди широкой общественности в России и странах СНГ.
• Максимальное содействие делу защиты, поддержки и поощрения независимых «мозговых центров» и некоторых других видов НПО как важнейшего элемента гражданского общества в России и СНГ.
За 15 лет существования структура ИЭПП претерпела изменения. В настоящее время она выглядит следующим образом:
Научное направление «Макроэкономика и финансы»
– Лаборатория проблем бюджетного федерализма и субнациональных финансов
– Лаборатория внешнеэкономической деятельности
– Лаборатория денежно-кредитной политики
– Лаборатория отраслевых рынков и инфраструктуры
– Лаборатория проблем муниципального развития
– Лаборатория проблем собственности и корпоративного управления
– Лаборатория проблем финансового сектора
– Лаборатория проблем экономического развития
– Лаборатория структурно-инвестиционной политики
– Лаборатория экономики минерально-сырьевого сектора
Научное направление «Социально-экономические исследования»
– Лаборатория военной экономики
– Лаборатория экономики социальной сферы
Научное направление «Политическая экономия»
– Лаборатория по проблемам конституционной экономики и судебно-правовой реформы
– Лаборатория институциональных проблем
Научное направление «Исследования реального сектора»
– Лаборатория аграрной политики
– Лаборатория конъюнктурных опросов
Центр по мониторингу законодательных инициатив.
МЫ О СЕБЕ |
И.В. Трунин, |
|
Деятельность Института по анализу проблем развития бюджетного федерализма, межбюджетных отношений, региональных и муниципальных финансов в России была начата в 1997 г. и выделена в отдельное структурное подразделение в 2002 г. В рамках данного направления Институт принимал активное участие в реформах в сфере бюджетного федерализма и межбюджетных отношений конца 1990-х – начала 2000-х годов. С участием экспертов Института была подготовлена первая Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999–2001 гг., Программа развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 г., подготовлены проекты законов о федеральном бюджете Российской Федерации с использованием новых механизмов распределения финансовой помощи субъектам Российской Федерации. Эксперты ИЭПП принимали и принимают участие в заседаниях различных рабочих групп, посвященных проблематике межбюджетных отношений, региональных и муниципальных финансов. Помимо деятельности в области межбюджетных отношений и субнациональных финансов основное внимание сотрудников Лаборатории проблем бюджетного федерализма и субнациональных финансов уделяется вопросам налоговой и бюджетной политики, экономического развития регионов и муниципальных образований, прочим вопросам. Так, одним из основных направлений деятельности лаборатории является содействие проведению налоговой реформы в России. При участии экспертов ИЭПП была подготовлена и принята глава Налогового кодекса, посвященная налогу на добавленную стоимость, разработаны проекты законодательных и нормативных актов в области налоговой политики, налогообложения при трансфертном ценообразовании, налогового администрирования, акцизного налогообложения, налогообложения доходов физических лиц и организаций, налогообложения некоммерческих организаций в России. Заведующий лабораторией является членом экспертного совета по налоговому законодательству комитета Государственной думы по налогам и бюджету. В настоящее время при поддержке Всемирного банка происходит реализация крупного проекта для Министерства финансов РФ, направленного на анализ и разработку предложений в области налоговой политики и налогового законодательства. Отдельным направлением деятельности является работа по содействию федеральным и субфедеральным властям в области повышения результативности бюджетных расходов и совершенствования государственного управления. При участии лаборатории были разработаны предложения по подготовке Сводного доклада о результатах и основных направлениях деятельности Правительства РФ, Докладов о результатах и основных направлениях деятельности ряда федеральных министерств. Экспертами Института осуществляется поддержка деятельности Правительственной комиссии по повышению результативности бюджетных расходов. Также сотрудники лаборатории принимают участие в экспертной поддержке правительственных инициатив, связанных с созданием стимулов для экономического роста в России. Под руководством специалистов лаборатории был разработан пакет проектов нормативно-правовых актов по вопросам организации и функционирования особых экономических зон в России, отбора заявок на создание особых экономических зон, был проведен конкурс между субъектами Российской Федерации на создание особых экономических зон. Лабораторией был разработан пакет проектов нормативно-правовых актов, регулирующих создание и функционирование Инвестиционного фонда РФ. Помимо этого проводятся регулярные экспертизы готовящихся и принятых нормативно-правовых актов, решений Правительства, федеральных министерств и ведомств. Перечисленные направления работ нашли отражение в следующих проектах (в их реализации принимали участие сотрудники и других лабораторий ИЭПП): |
С.В. Приходько, |
|
За последние 15 лет Россия прошла гигантский путь от государственной монополии внешней торговли до весьма либерального внешнеэкономического режима, осуществляемого на основе рыночных принципов и с учетом общепризнанной международной практики. Лаборатория внешнеэкономической деятельности ИЭПП внесла значительный вклад в развитие нормативно-правовой базы, регулирующей российскую внешнюю торговлю. В 1999–2000 годах была подготовлена научно-исследовательская работа «Проблемы унификации таможенного тарифа и совершенствования таможенных режимов Российской Федерации». В работе предприняты шаги по решению таких актуальных вопросов, как необходимость выбора между курсом на вступление в ВТО и стимулирование структурных преобразований через включение в мировой рынок или дистанцирования от ВТО для сохранения высокого уровня импортных тарифов в целях погашения бюджетного дефицита. При анализе данных проблем был подробно рассмотрен опыт зарубежных стран в сфере тарифного регулирования, сопоставлены динамика импортных поставок в России под влиянием изменений импортного тарифа. В результате проведенных расчетов было предложено унифицировать уровень ставок таможенного тарифа по крупным группам однородных товаров. В конце 2000 года началась масштабная реформа таможенного тарифа. Наряду с другими важными шагами была проведена унификация импортного тарифа в рамках групп однородных товаров, обладающих схожими потребительскими свойствами и техническими характеристиками. Одним из важных условий вступления России в ВТО является задача приведения российского законодательства, регулирующего внешнеэкономическую деятельность, в соответствие с международными стандартами в этой области. В работе «Приведение российского законодательства в соответствие с нормами и требованиями ВТО» была проанализирована действующая нормативно-правовая база, подробно рассмотрен проект федерального закона «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров», его преимущества и недостатки, а также действующий Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». Даны комментарии к проекту «Глава 25.1 Таможенная пошлина и таможенные сборы» Налогового Кодекса, а также анализ новой редакции закона «О таможенном тарифе». К каждому законопроекту были разработаны предложения по внесению дополнений и изменений. В работе «Гармонизация таможенно-тарифного законодательства России нормам и правилам ВТО», проведенной в 2003 году, основным выводом было заключение о неполном соответствии российского внешнеторгового законодательства положениям и правилам пакета Соглашений ВТО. Практическим результатом этой работы явились предложенные изменения и дополнения статей новой редакции Таможенного кодекса, которые обсуждались на заседании Комитета по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы РФ и многие из них были внесены в законопроект и приняты в первом или втором чтениях. В результате проведенной в 2004 году работы «Таможенное регулирование внешней торговли – анализ и предложения» был сделан вывод о том, что в России пока не нашли должного применения все существующие в мире инструменты таможенного регулирования внешней торговли. Необходимо изучение практики их применения в зарубежных странах, а также способы адаптации их для российских условий. Представленные в работе замечания, поправки, новые формулировки некоторых статей новых законопроектов были направлены на облегчение торговли, демократизацию и упрощение процедур, ускорение товарооборота и установление равноправия между экспортерами–импортерами и таможенными органами в рамках соблюдения таможенного законодательства. Результаты исследования были представлены на Экспертном совете при Подкомитете по таможенно-тарифному регулированию и внешнеэкономической деятельности Комитета по бюджету и налогам Государственной Думы. В течение последних лет вопрос защиты прав владельцев интеллектуальной собственности является одним из наиболее актуальных, особенно в свете предстоящего вступления России во Всемирную торговую организацию. Одной из важнейших задач в области защиты прав собственности в России является дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы института интеллектуальной собственности, что призвано обеспечить реализацию инвестиционного потенциала наукоемких отраслей и инновационное развитие экономики. В ходе подготовки исследования «Гармонизация российского законодательства в области охраны прав интеллектуальной собственности с международными нормами и вопросы правоприменительной практики» (2005 год) специалисты лаборатории принимали активное участие в работе по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере защиты интеллектуальной собственности, приведению законодательства РФ в этой области в соответствие с нормами и правилами ВТО. Результаты исследования были представлены в Департамент внешнеэкономических отношений Министерства экономического развития и торговли РФ. 10 июля 2005 года Государственная Дума РФ сразу в двух чтениях приняла закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», в разработке которого активно участвовали сотрудники лаборатории. На протяжении многих лет ИЭПП сотрудничает с Администрацией Калининградской области. Эксперты лаборатории участвовали в разработке Федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области на период до 2010 года», а также в разработке закона «Об особой экономической зоне в Калининградской области», принятого Госдумой РФ в декабре 2005 года. |
С.М. Дробышевский, |
|
Лаборатория денежно-кредитной политики создана в 2003 году и проводит научные исследования по следующим направлениям: Среди научных работ, подготовленных за это время сотрудниками лаборатории, можно назвать следующие: Кроме того, сотрудники лаборатории осуществили ряд научных проектов, среди которых: |
П.А. Кадочников, |
|
Лаборатория отраслевых рынков и инфраструктуры создана в ИЭПП в 2005 году. Занимается она изучением макроэкономических проблем реального сектора, связанных с развитием отдельных секторов и отраслей экономики, а также изучением проблем развития энергетической и транспортной инфраструктуры. В лаборатории сосредоточены проводимые ИЭПП исследования в области анализа различных рынков, отдельных отраслей, выполняются проекты по анализу и оценке реформ электроэнергетики, газовой промышленности, состоянию и развитию дорожного хозяйства и других отраслей транспортного комплекса. Сотрудники лаборатории принимают участие в исследованиях в рамках сотрудничества с Российско-канадским Консорциумом по вопросам прикладных экономических исследований (CEPRA), Агентством международного развития США (USAID) и др., в проектах по заказам органов государственной власти и коммерческих предприятий. Специалисты лаборатории участвуют в работе различных рабочих групп и экспертных коллективов в Аппарате Правительства РФ, Минпромэнерго РФ, Минтрансе РФ, РАО «ЕЭС России» и др. В последнее время сотрудники лаборатории выполнили ряд работ по анализу и повышению эффективности расходов бюджетов всех уровней на транспорт, в том числе на дорожное хозяйство, подготовке Стратегии развития транспорта и федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 годы)», были подготовлены доклады по анализу развития отдельных отраслей промышленности, влияния отдельных мер проводимой политики на экономический рост. Были также выполнены работы по мониторингу и прогнозированию последствий реформирования РАО «ЕЭС России», анализу предлагаемой модели рынков в электроэнергетике, анализу импортозамещения в экономике в целом и в отдельных ее отраслях, оценке последствий развития автомобильных дорог, авиатранспорта и др. |
И.В. Стародубровская, |
|
Лаборатория проблем муниципального развития создана весной 2002 года, в самый разгар дискуссий вокруг концепции комплексного реформирования местного самоуправления в России, предложенной Комиссией по разграничению полномочий при Президенте РФ и положенной в основу новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Первым исследованием, проведенным лабораторией, была работа «Анализ доходных источников и расходных обязательств муниципальных образований», опубликованная в начале 2003 года. Задачей данного исследования являлось определение подходов к проведению финансовой реформы на уровне местного самоуправления и формулировка предложений по внесению необходимых изменений в законодательство для обеспечения этой реформы. В работе был проанализирован существовавший механизм регулирования местных финансов, нормативно-правовое регулирование финансовых основ местного самоуправления, были рассмотрены основные направления укрепления финансовых гарантий местного самоуправления. На основе большого массива фактических данных были смоделированы различные сценарии, позволяющие прогнозировать финансовые последствия реализации тех или иных мер в области изменения компетенции местных властей, закрепления за муниципалитетами различного перечня доходных источников, механизмов межбюджетного выравнивания. Особое внимание было уделено анализу воздействия предложений Комиссии по разграничению полномочий в области муниципальной реформы на местные финансы. В 2003–2004 годах силами сотрудников лаборатории была организована серия семинаров по проблемам территориальной организации местного самоуправления с участием зарубежных и российских экспертов, представителей органов государственной власти РФ и иных заинтересованных лиц. В июле 2004 года в рамках Российско-канадского консорциума СЕПРА при участии лаборатории была организована ознакомительная поездка по муниципалитетам Канады для представителей органов государственной власти РФ (в том числе Правительства РФ, Администрации Президента РФ, Минфина России) и экспертных организаций, участвовавших в разработке концепции муниципальной реформы в России. По результатам поездки в сентябре 2004 года в Администрации Президента РФ руководителем лаборатории И.В. Стародубровской была сделана презентация на тему «Система организации муниципалитетов в Канаде». В 2003–2004 годах лаборатория проводила исследования моделей местного самоуправления, сложившихся в регионах Российской Федерации накануне реформы, предусмотренной Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Особое внимание в работе было уделено анализу воздействия этих моделей на различные аспекты деятельности муниципальных образований, в первую очередь связанные с организацией предоставления муниципальных услуг. Работа проводилась в шести регионах – Астраханской, Калужской, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Тюменской областях. С конца 2003 года одним из основных направлений исследований, проводимых лабораторией, является мониторинг хода муниципальной реформы: анализируется федеральное и региональное законодательство в сфере местного самоуправления, рассматриваются особенности процесса становления территориальных основ местного самоуправления, распределения полномочий между муниципальными образованиями разных типов в отдельных регионах. Традиционно в сфере местного самоуправления за рамками внимания исследователей остаются проблемы организации этого института власти на внутригородских территориях в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге. В работе лаборатории «Местное самоуправление в городах федерального значения», опубликованной в 2004 году, рассматриваются существующие теоретические подходы к развитию крупных городских территорий и управлению ими, анализируется международный опыт организации управления крупными городами и городскими агломерациями, описывается практика местного самоуправления в городах федерального значения и даются рекомендации по ее совершенствованию. Еще одним направлением исследований, проводимых лабораторией, является анализ возможностей перехода на налогообложение недвижимости в России. Исследования по этой проблематике проводились в рамках проектов Агентства международного развития США (USAID) и Бюро экономического анализа. В рамках проекта USAID «Анализ результатов налоговой реформы и разработка предложений по ее продолжению» (2003 год) были проанализированы основные принципы налогообложения недвижимости в мировой практике и в России, изучен опыт введения налога на недвижимость в гг. Новгороде и Твери, проанализированы основные направления реформы поимущественного налогообложения в России, предложен возможный дизайн налога на недвижимость. В 2004 году в рамках проекта БЭА было проведено исследование систем налогообложения недвижимости, действующих в странах СНГ. Большая работа проводится сотрудниками лаборатории по проблемам реформы жилищно-коммунального хозяйства в России. Одной из последних публикаций в данной сфере является статья И.В. Стародубровской «Реформа ЖКХ: в поисках новых подходов» в книге «Экономика переходного периода. Очерки экономической политики посткоммунистической России. 1998–2002» (М., Дело, 2003). Другие публикации: |