Четверг, 02.03.2000, 00:00
Интервью с Председателем партии ДВР Е.Т. Гайдаром.
Итак, у СПС своя парламентская фракция, полноправное депутатское объединение, в списке членов которого есть и ваша фамилия. Многие наблюдатели утверждают, что третья Дума существенно отличается от прежних. Однако другие - и таких тоже немало - убеждены, что никаких коренных изменений не произошло. А какие впечатления вынесли с первых заседаний Думы вы? В чем вы видите специфику, характерные черты нового состава палаты? И как там коммунистическое большинство?
- Коммунистического большинства больше не существует, и в первую очередь именно это обстоятельство отличает нынешнюю Государственную Думу от двух предшествующих. Во второй Думе коммунисты просто имели контрольный пакет: действительно, ни одного решения принять без их явной или неявной поддержки было нельзя. В том числе об утверждении премьера. В первой Думе ситуация была более сложной, размытой. Там тоже в ходе обсуждения очень и очень многих вопросов коммунисты вместе со своими союзниками набирали большинство. Но иногда при принятии отдельных важных законопроектов, таких, скажем, как Гражданский кодекс, удавалось все-таки - путем огромного напряжения сил, идя на серьезные компромиссы, - собрать некоммунистическое большинство.
Сейчас мы впервые за последние годы имеем Думу, в которой коммунисты контрольным пакетом голосов не владеют. Последние события показали это особенно отчетливо. Значит, возможными становятся многие вещи, которые в предшествующие годы находились, что называется, за пределами обсуждения, - все еще не гарантированными, но возможными.
Например, на протяжении нескольких лет я старался объяснить нашим коллегам из МВФ, что бессмысленно надеяться на то, что в условиях надвигающегося национального кризиса коммунисты проявят высокое чувство гражданской ответственности и подставят, как это бывает в некоторых странах, плечо правительству, дабы то сумело принять некую очевидно необходимую антикризисную программу. От коммунистов ожидать подобных шагов не следует, так как их жесткий внутренний интерес заключается совершенно в обратном - чтобы в стране было хуже: голосуют за них те, кому плохо. Так вот, сегодня этого фундаментального препятствия на пути базовых реформ - в налоговой области, в области собственности, в области социальной поддержки - больше нет.
Вы говорите об открывшихся возможностях и одновременно - об отсутствии гарантий решения этих важнейших проблем.
- Да, в какой степени удастся нам этим окном возможностей воспользоваться, конечно, покажет время. Очень многое здесь будет зависеть от правительства, от проправительственной фракции "Единство" и от группы "Народный депутат", которая также в значительной степени кооперируется с нынешним правительством. Ясно, что рыночное законодательство в этой Думе невозможно провести без "Союза правых сил" и их союзников. Но ясно и то, что без сотрудничества с "Единством" мы всегда будем оставаться в меньшинстве.
Из сказанного легко понять, почему важнейшей своей задачей в думской работе мы считаем организацию эффективного сотрудничества нашей фракции с центристскими и проправительственными фракциями и депутатскими группами. Такое сотрудничество необходимо, если мы пришли в Думу не только для того, чтобы протестовать, но и для того, чтобы действительно попытаться сдвинуть с мертвой точки поезд с рядом важнейших реформ, которые никак "не шли" последние годы.
Одним из первых законопроектов, который внес СПС, стал, как известно, Земельный кодекс в либеральной редакции - в отличие от редакции, которую спешно пытаются навязать стране наследники прокоммунистического большинства прошлой Думы. Далее, поправки к Закону "О статусе депутата". С точки зрения экономики вопрос депутатского статуса кажется второстепенным, однако, с точки зрения политики и морали - в высшей степени первостепенным, потому что без ограничения безбрежной депутатской неприкосновенности и без приведения социальных условий, которые определили для себя депутаты, хоть в какое-то соответствие с нормами приличия, парламентаризм в России будет просто-напросто скомпрометирован.
Но законодательная программа СПС этими инициативами, конечно же, не исчерпывается. Мы поддерживаем скорейшую ратификацию договора СНВ-2, и я надеюсь, что через нынешнюю в отличие от предшествующих это решение можно будет провести. А дальше у нас очень большой блок фундаментальных законодательных актов. Из них важнейшими являются законы, связанные с защитой прав собственности: поправки в Гражданский кодекс, поправки к законам об акционерных обществах, о ценных бумагах, о банкротстве...
Важнейшая тема для нас - это налоговая реформа. Мы надеемся, что удастся убедить большинство депутатов нынешней Думы в необходимости принятия серьезных законопроектов, существенно снижающих предельные ставки налогообложения и одновременно закрывающих очевидные дыры в налоговом законодательстве. Одна из главных задач, с нашей точки зрения, - это серьезная реформа всего социального законодательства.
Короче говоря, у нас есть хорошо проработанная программа и набор законодательных инициатив, которые мы и будем пытаться провести в жизнь.
Конечно, мы не наивны и понимаем, что по многим из перечисленных вопросов проправительственные депутатские объединения определятся только после президентских выборов. То есть то, что происходит сейчас, - это некая разминка боем: общие обсуждения, дебаты... Иллюзий не питаем: до президентских выборов наши возможности провести фундаментальные важнейшие реформы будут предельно ограничены именно в силу того, что по вполне понятным причинам, которые носят предвыборный характер, правительство и исполняющий обязанности президента не захотят быть слишком связанными с той или иной конкретной, четкой и потому весьма конфликтной политикой. После выборов такая возможность, надеюсь, откроется, и мы готовы использовать ее в максимальной степени.
Для решения некоторых из перечисленных вами сейчас вопросов правые призывали провести всенародный референдум. Центризбирком, как известно, эту инициативу "похоронил". Навсегда?
- Мы никогда не рассматривали референдум как самоцель. Подписи за проведение референдума правые начали собирать тогда, когда полагали - и полагали совершенно резонно, - что выносимые нами на всенародное обсуждение вопросы в Думе просто нерешаемы. Мы исходили из опыта предшествующих шести лет, которые показали: ряд принципиальных проблем, начиная от земельной собственности и кончая чрезмерными льготами депутатам, провести через Думу, к сожалению, невозможно. Но существо - не в форме. Нам важен, повторю, не сам референдум как таковой. Важно, чтобы права собственности были надежно защищены. Чтобы немыслимые льготы и привилегии депутатов были приведены в соответствие со здравым смыслом. Чтобы в "горячих точках" служили исключительно контрактники. Я удовлетворен тем, что исполняющий обязанности президента достаточно четко высказался в поддержку этих законодательных инициатив. Опираясь на такую поддержку, обеспечив согласованные действия с "Единством" и другими проправительственными депутатскими объединениями, все эти инициативы осуществить можно и через нынешнюю Думу, отнюдь не прибегая к процедуре референдума.
В заключение хотелось бы спросить вас о судьбе "Демократического выбора России". Речь идет о судьбе партии, которая несколько месяцев назад как бы растворилась в избирательном блоке СПС и с тех пор активно о себе на общественной сцене не заявляет.
- Ведется работа по формированию новой политической организации на базе "Союза правых сил". Консультации по этому поводу велись на протяжении последних полутора месяцев. Сейчас какие-то контуры и задачи этой работы определились. На первом этапе мы пришли к выводу, что реалистичная задача сегодня - это создание новой политической организации на базе Союза - повторю, Союза, а не абсолютного слияния - тех партий и движений, которые образовали блок СПС. Это означает, что те партии и движения, которые сформировали СПС, сохраняются. Это означает также, что "Демократический выбор России" сохраняется в том виде, в каком он существует сегодня; сохраняется, выполняя по отношению к новой политической организации функции важнейшей структурообразующей партии, которая активно участвует в формировании подразделений нового формирования в центре и на местах.
Вас не страшит опасность распрей и междуусобиц в будущем формировании? Ведь одно дело, когда по принципу объединения малых сил создается избирательный блок для прохождения, например, в Думу. Тогда все связаны задачей достижения единой цели. Но партстроительство в поствыборный период - совершенно другое дело. Не начнут ли составные части нарождающейся новой структуры "тянуть одеяло" каждый на себя? Не приведет ли это к острой "борьбе за портфели" в руководящей верхушке?
- Конечно, проблемы есть. Но есть и жесткая данность - необходимость единства. Такое единство было продемонстрировано в ходе избирательной кампании в Государственную Думу, а эти выборы далеко не последние. Политическая работа продолжается: идут выборы в субъектах федерации, идут выборы в местные органы власти. В такой ситуации не вести работы по созданию единого консолидированного политического объединения - значит поставить под вопрос возможность наращивания наших усилий. Ведь для нас успех, достигнутый на декабрьских выборах, - это не предел, не конец жизни, а ступенька в формировании полноценной политической организации правого либерального толка. Да, работа, которую предстоит вести в этом направлении, будет не простой. Но она абсолютно необходима для того, чтобы и к следующим выборам мы пришли организованными и сплоченными.