Егор Гайдар не собирается возвращаться в Белый дом. Правительство - хорошее место для реализации идей, но плохое - для их осмысления

Суббота, 02.12.2000, 00:00

Исполнилось десять лет со дня создания в Москве Института экономики переходного периода (ИЭПП). К этому событию приурочена проходящая в столице международная конференция "Посткоммунистическая Россия в контексте мирового социально-экономического развития".

Директор института, бывший премьер первого правительства реформаторов 1991-1992 гг. Егор Гайдар накануне конференции подвел краткий итог экономических реформ последнего десятилетия в России. По его мнению, первый этап рыночных реформ страна преодолела. Однако еще пройдет немало лет, прежде чем в России сформируется рыночная экономика.

Гайдар "категорически не согласен" с экономическим советником президента Андреем Илларионовым, что 2000-й стал годом упущенных возможностей. Правительство сделало достаточно много. Оно отважилось на "налоговую революцию", справилось с "вызовом высоких цен на нефть". Легко, утверждает Гайдар, проводить жесткую политику, когда нет денег в бюджете. Гораздо труднее, когда все знают, что они у тебя есть. Тем не менее правительство сумело удержать расходы в запланированных рамках. Белый дом успел также за полгода подготовить социальную и военную реформы.

Согласен Гайдар с экономическим советником президента в том, что все дополнительные доходы федерального бюджета стоило, как намеревались, направить на погашение внешнего долга. Однако правительство не сумело убедить Думу в своей правоте. Потому, считает Гайдар, у России в ближайшем будущем будут большие проблемы и с МВФ, и с Парижским клубом кредиторов. Если не удастся отсрочить долги по платежам Парижскому клубу и получить кредит валютного фонда, придется принимать поправки к бюджету-2001 и направлять все дополнительные доходы исключительно на погашение долгов.

Главная угроза для правительства Касьянова - не широко обсуждаемая сейчас гипотетическая отставка членов кабинета. Она может быть спровоцирована другими, экономическими, угрозами. Первая - привычка полагаться на большие бюджетные доходы, полученные благодаря высоким ценам на нефть. Чтобы не остаться с пустым карманом при неблагоприятной конъюнктуре на нефтяном рынке, важно загодя принять закон о стабилизационном фонде. С помощью этого фонда можно погашать долги при высоких ценах на энергоносители и, напротив, - затыкать бюджетные дыры, если цены резко упадут. Так, по крайней мере, делается во многих странах.

Вторая угроза - слишком крепкий рубль при высоких ценах на нефть. По данным первого замминистра финансов Алексея Улюкаева, реальный курс рубля укрепляется за год на 13-14 проц., а должен бы - только на 7-9 проц. Стремительное укрепление национальной валюты грозит столь же стремительной девальвацией при неблагоприятном повороте событий. Правда, "к счастью для нас, рубль слишком недооценен. Пока. Но в будущем переоцененный рубль может вызвать большие проблемы".

Главное же, подытожил Гайдар, - не стремиться решать все проблемы сразу, чем грешит Белый дом. Эту угрозу правительство Гайдара когда-то испытало на себе.

читать →