Четверг, 15.03.2001, 00:00
Говорят, Егор Гайдар как человек непубличный терпеть не может свой день рождения. Его 45-летие почти совпало с десятилетием начала реформ. Но тогда, празднуя 35-летний юбилей, молодой директор Института экономической политики, успевший поработать редактором экономических отделов «Коммуниста» и «Правды», еще не знал, что спустя всего несколько месяцев ему предстоит начать реформы, которые перевернут страну и превратят имя их автора в нарицательное...
1991 год. Команда молодости нашей (Ельцин — Гайдар — Бурбулис)
Специально для «Известий» Егор Тимурович и его супруга совместными усилиями пытались восстановить в памяти, что делал будущий главный реформатор ровно 10 лет назад. Вспомнили, что активно «оплакивали Россию». В то время он и его коллеги наблюдали за польскими реформами и тем, как в правительство призывали их близких польских друзей. «Конечно, мы понимали, что вскоре тоже будем активно вовлечены в выработку экономической политики, но видели себя исключительно советниками», — заметил Гайдар.
С середины 80-х он был признанным лидером московско-ленинградской группы молодых экономистов-интеллектуалов — первого поколения ученых, которые знали устройство западной экономики и хотя бы теоретически представляли себе, как должна осуществляться либеральная экономическая реформа.
С самого начала реформаторы понимали, чем для них лично закончится история с началом «шоковой терапии» — полной потерей публичных репутаций, политической непопулярностью, превращением их имен в нарицательные. Так и случилось. Но свою задачу они видели не политической, а сугубо технократической — с их точки зрения, важно было запустить сам процесс реформы экономики, а затем, как «команде камикадзе», отойти в сторону.
Просчитав последствия, они не просчитали одного — что им волей-неволей придется превращаться из технократов в политиков. Иначе в такой стране, как Россия, невозможно.
Гайдар продолжает играть серьезную роль в формулировании экономической политики нынешней власти. Во-первых, ее проводят экономисты «гайдаровской» школы, во-вторых, огромные блоки реформ, например налоговая, в значительной части подготовлены лично Егором Тимуровичем и его сотрудниками.
Так что коммунисты в чем-то правы, когда говорят, что нынешнее правительство проводит прежний «ельцинский» курс. Что поделаешь — с «курсом» придется еще долгое время мириться...